Развивающие игрушки по методике монтессори своими руками. Гавайская вечеринка своими руками Монтессори материалы своими руками 0 3

О системе раннего развития Марии Монтессори сегодня наслышаны многие родители. Главный принцип методики - свобода выбора и самостоятельность ребёнка на пути его адаптации к окружающему миру. Достигаются эти цели в основном посредством создания для малыша специально подготовленной среды, наполненной множеством разнообразных материалов для игр и другой активности. Принципам системы Монтессори подчиняется всё - начиная от обстановки в комнате, где проживает ребёнок, до игрушек и предметов обихода. Созданные в соответствии с методикой вещи стоят в магазине немалых денег. Но изготовить большинство из них самостоятельно своими руками, значительно сократив растраты, родителям вполне под силу.

Материалы для самых маленьких - мобили Монтессори

Система Монтессори предполагает окружение малыша игровым материалом, соответствующим его возрастным возможностям. Так, специально разработанный дизайн первых игрушек каждого младенца - мобилей - позволяет задействовать и развивать визуальное наблюдение и концентрирование внимания на предметах.

Классический набор мобилей Монтессори включает в себя 4 модели.

  1. Мобиль Мунари - чёрно-белый - предназначен для самого раннего возраста (от 2–3 недель с момента появления на свет).
  2. Мобиль из разноцветных октаэдров - восьмигранников - подходит для малышей старше 1,5 месяцев.
  3. Мобиль Гобби, состоящий из подвешенных шаров, занимает ребёнка 2–3-месячного возраста.
  4. Мобиль «Танцующие человечки» - система из лёгких, переливающихся на свету фигурок - идеален для детей от 3–4 месяцев.

Особенность мобилей Монтессори состоит в незамысловатой форме элементов, отсутствии их интенсивного движения, простых и чётких цветах. Каждый из классических вариантов игрушки разработан в соответствии с возрастными возможностями малыша и позволяет ему развивать те навыки, которые необходимы в конкретный период взросления.

Мобиль Мунари для малыша своими руками

В возрасте нескольких недель от роду ребёнок ещё не в состоянии фокусировать зрение, однако вполне может различать контрастные оттенки, чёткие формы, его привлекает движение. Каждая деталь мобиля Мунари разработана в соответствии с особенностями восприятия малышом окружающего мира в этом возрасте, поэтому очень важно при его создании соблюсти верные пропорции.

Для создания первого мобиля (без учёта базовой конструкции для крепления игрушки) понадобится:

  • прозрачный шар (пластиковый);
  • прочная нить;
  • чёрная и белая плотная бумага;
  • три деревянных палочки (в диаметре около полусантиметра);
  • краска чёрная и белая;
  • клей;
  • ножницы;
  • инструмент для обрезки деревянных палочек.

В расчётах размера фигур и расстояний между ними отталкиваться следует от диаметра выбранного шара. Формула вычисления используемых при создании мобиля величин такова:

В = А+1/3 радиуса А, где А - это диаметр шара.

Рассчитав размеры и расстояния между элементами, изготовить мобиль Мунари достаточно просто.

  1. Первым делом обрезаются до нужной длины и раскрашиваются палочки - одна белая, одна чёрная и одна полосатая (от самой длиной до самой короткой).
  2. Затем из бумаги вырезаются фигуры, и на них в соответствии со схемой наклеивается контрастный рисунок.
  3. На последнем этапе отмеряется длина нитей, затем конструкция собирается путём подвешивания элементов в определённом схемой порядке.

Схемы для создания мобиля Мунари - фотогалерея

Длина палочек рассчитывается пропорционально диаметру прозрачного шара Расстояния между элементами мобиля должны быть чётко выверены Размеры фигур высчитываются с использованием формулы Мобиль включает в себя три палочки разной длины и расцветки Следует помнить, что рисунок на некоторых фигурах отличается по лицевой и изнаночной стороне

Как сделать мобиль Мунари своими руками - видео

Мобиль из октаэдров - инструкция по созданию своими руками

Мобиль из трёх разноцветных объёмных восьмигранников предлагают малышу с полуторамесячного возраста. Изготовить его очень просто, при этом совсем не тяжело разнообразить игрушку, периодически меняя октаэдры на такие же фигуры другого цвета и размера, сделанные из матовой, глянцевой или голографической бумаги.

Следует помнить, что тяжелее всего маленькие дети воспринимают синий цвет, а легче всего - жёлтый.

Для изготовления мобиля понадобится:

  • плотная бумага разных цветов и фактур;
  • клей;
  • клейкая лента (скотч);
  • прочная нить;
  • деревянная планка для подвешивания фигур длиной около 25–30 см.

Порядок действий.

  1. Перевести схему восьмигранника на бумагу, вырезать, сложить.
  2. Отмерить нить, закрепить её внутри октаэдра при помощи скотча.
  3. Склеить восьмигранник.
  4. Подвесить фигуры на разной высоте за планку.
  5. Закрепить планку на базовой конструкции мобиля.

Мобиль из восьмигранников в действии - видео

Мобиль Гобби - мир оттенков и глубина пространства для маленького исследователя

Мобиль Гобби предлагают малышам 2–3 месяцев - они уже способны различать оттенки и воспринимать глубину пространства.

Мобиль Гобби представляет собой пять шаров разных оттенков одного цвета, подвешенных по восходящей линии в соответствии с плавным переходом одного оттенка в другой

Для изготовления Гобби потребуется:

  • 5 одинаковых лёгких шаров (например, из пластика);
  • нить мулине (предназначенная для вышивания) пяти оттенков одного цвета;
  • иголка;
  • ножницы;
  • клейкая лента (скотч);
  • деревянная планка для подвешивания шариков длиной около 25–30 см.

Порядок изготовления мобиля Гобби.

  1. При помощи иглы делаем в шарике сквозное отверстие.
  2. Вводим заправленную в иглу нить мулине в отверстие, закрепляем кончик нити при помощи скотча.
  3. Обматываем нитью всю внешнюю поверхность шара путём введения иглы с нитью в одном направлении в отверстие множество раз.
  4. Когда шар готов оставляем длинный свободный конец нити для подвешивания.
  5. Аналогично обматываем все 5 шаров.
  6. Подвешиваем шары за свободный конец нити к планке в соответствии со схемой.
  7. Закрепляем готовый мобиль на базовой конструкции.

Шарики для мобиля Гобби можно сделать любым другим удобным способом, например, обвязать основу крючком или изготовить в технике валяния.

Процесс создания мобиля Гобби - фотогалерея

За основу можно взять шарик для пинг-понга Нить должна полностью покрывать внешнюю поверхность шара без «проплешин» Необходимо изготовить пять шариков разных оттенков

Мобиль Гобби своими руками - видео

Мобиль «Танцующие человечки» - завораживающее движение

Мобиль «Танцующие человечки» предназначен для детей от 4 месяцев. Активное движение и переливы света привлекут внимание ребёнка в таком возрасте. Кроме того, он сам будет раскачивать игрушку, махая ручками.

Для создания мобиля понадобится:

  • голографическая бумага;
  • обычная бумага для шаблонов;
  • фольга;
  • крупные и достаточно тяжёлые бусины;
  • ножницы;
  • клей;
  • прочная нить;
  • планки (три штуки) для подвешивания элементов.

Порядок изготовления мобиля.

  1. Рисуем на обычной бумаге шаблон человечка (для каждого отдельного элемента можно сделать отдельный уникальный шаблон) из трёх частей: кружок (голова) и два полумесяца (руки и ноги).
  2. Вырезаем шаблон и переводим на голографическую бумагу. Необходимо сделать по две детали из каждого элемента шаблона для того, чтобы человечек получился двухсторонним.
  3. Вырезаем и склеиваем детали, пропуская между двумя половинками нить. Оставляем снизу свободный конец нити.
  4. Привязываем к нижнему концу нити бусину и обкладываем её фольгой.
  5. Человечков подвешиваем по обоим концам каждой из двух палочек, а их, в свою очередь, крепим за центральную часть к третьей палочке.

Как сделать мобиль Монтессори «Танцующие человечки» своими руками - видео

Крепление мобиля

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, следует тщательно продумать её базовую конструкцию и способ крепления. Сложности на данном этапе могут возникнуть в связи с тем, что методика Монтессори подразумевает отказ от классической детской кроватки с высокими бортиками и «решёткой», за которые обычно и цепляют стандартные мобили.

Мобиль по Монтессори располагается над зоной активности ребёнка - это может быть матрас, разложенный на полу, плотный коврик т. д. В классическом варианте обустройства Монтессори-среды его подвешивают к потолку на вмонтированный там крючок. Однако в этом вопросе круг вариантов решения проблемы ограничивается лишь фантазией родителей. Можно закрепить игрушку на стене или при помощи опорной конструкции установить на полу .

В качестве базовой конструкции для мобиля Монтессори удобно использовать основу от обычных мобилей, убрав все ненужные элементы (игрушки, подвески и прочее).

Мобиль можно закрепить как за стену, так и подвесить на опорную конструкцию. Всё зависит от особенностей расположения и обустройства конкретной зоны активности малыша

Подвешивая мобиль, следует помнить о соблюдении двух правил его расположения:

  • расстояние до глаз малыша должно колебаться в пределах 20–30 см;
  • сам мобиль лучше сдвинуть немного в сторону ног - не стоит вешать его прямо над головой.

Монтессори-среда дома для ребёнка от года до трёх лет: принципы, зонирование

Вся методика воспитания ребёнка по Монтессори основана на формировании родителями вокруг крохи специального пространства, где он мог бы самостоятельно (с минимальной сторонней помощью) гармонично развиваться. Так как основное место пребывания малыша до трёх лет - это родительский дом, акцент в этом возрасте делается на преобразовании домашней обстановки согласно принципам системы.

Безусловно, идеальное поле для обустройства среды Монтессори - отдельная детская комната. Однако, зная и умея правильно применить принципы рассматриваемой методики, родители вполне могут создать нужную среду для гармоничного развития ребёнка даже в однокомнатной квартире. И этому есть множество практических примеров.

Основные принципы организации пространства по Монтессори

Основные принципы организации пространства для гармоничного развития личности ребёнка по Монтессори таковы.

  1. Стремление к использованию экологичных материалов, гармония в интерьере, преобладание пастельных тонов.
  2. Безопасность среды для малыша, который будет использовать пространство и предметы преимущественно самостоятельно и по собственному усмотрению.
  3. Соответствие размера мебели и других предметов интерьера возрасту ребёнка, и в то же время - максимальная их приближённость по функциональности к аналогичным взрослым вещам.
  4. Доступность всего игрового материала для крохи, удобство пользования.
  5. Соблюдение баланса: игрушек по количеству не должно быть слишком много или мало.
  6. Чёткое зонирование пространства.
  7. Соответствие созданной среды поставленным задачам развития ребёнка.

Зонирование пространства

Зонированию подлежит не только пространство детской. Отдельные уголки должны быть выделены малышу и в других общих комнатах: прихожей, ванной, на кухне. Они оборудуются таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно выполнять функции по самообслуживанию (переодеванию в верхнюю одежду, умыванию, приёму пищи) или помогать взрослым (например, в приготовлении еды, уборке).

Основные зоны для малыша от года до трёх в детской комнате можно представить в следующем виде.

  1. Зона сна - кроватка.
  2. Игровая зона - коврик или матрас, рядом с которым расположены стеллажи с игровым материалом.
  3. Зона для занятий - столик и стульчик по росту ребёнка, стеллаж с материалами для творчества и обучения.
  4. Зона переодевания и ухода за собой - шкаф с доступными малышу полками, на которых лежит несколько комплектов одежды, стульчик, зеркало.
  5. Зона уборки - подобранные по росту и возрасту инструменты для уборки (тряпочки, швабра, веник, ведро - всё, как у мамы).
  6. Зона ванны и туалета (в соответствующих комнатах). В ванной для крохи должно висеть своё полотенце на удобном ему уровне, располагаться полочка со средствами для ежедневного туалета, стульчик или ступенька для того, чтобы он с удобством мог пользоваться рукомойником. В туалете должен стоять горшок малыша, в свободном доступе должна находиться туалетная бумага и другие необходимые предметы.
  7. Зона прихожей (находится в общей прихожей) - крючок или вешалка с верхней одеждой, полочка с обувью, расположенные в доступном для малыша месте, стульчик.
  8. Зона готовки и приёма пищи (как правило, на кухне) - отдельное место, приспособленное для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно сесть и подкрепиться, отельная (нижняя) полка с посудой малыша и другим предметами для сервировки стола и помощи маме в приготовлении еды.

Примеры зонирования пространства по методике Монтессори - фотогалерея

В зоне сна располагается только кровать Игровая зона занимает, как правило, самую значительную часть пространства комнаты, однако она должна быть визуально ограничена Зона переодевания - маленький шкаф или несколько полок, доступных малышу. Много одежды туда помещать не стоит, но порядок должен быть идеальный Учебная зона - столик и стульчик для занятий В зоне для уборки у малыша должны иметься собственные инструменты (пусть и простейшие) Зона ванной оборудуется, как правило, в общей ванной, но может быть и столик для умывания, расположенный в детской Туалет малыша включает в себя горшок и другие необходимые предметы Зона прихожей может включать маленькую вешалку для верхней одежды ребёнка, удобное место для того, чтобы обуться и т. д На кухне у ребёнка должен быть свой столик для приёма пищи и её приготовления Ребёнку дают настоящую (в том числе и бьющуюся) посуду

Детская кровать и другие элементы пространства по Монтессори своими руками

Кровать в соответствии с методикой Марии Монтессори - это просто матрас без бортиков, лесенок и прочих элементов. Высота спального места должна быть такой, чтобы ребёнок не был ограничен его пределами, мог спокойно залазить и слазить с неё, даже если он ещё не умеет ходить. Если говорить о конкретных размерах, то их можно представить следующим образом:

  • высота матрасика колеблется от 10 до 20 см, или до середины голени малыша;
  • ширина и длина спального места выбираются в зависимости от площади, которая отведена для этих целей, но кровать не должна быть маленькой для того, чтобы ребёнок мог спокойно переворачиваться во сне без опасности упасть.

Вокруг кровати по всему её свободному периметру, следует постелить мягкий ковёр.

Методика Монтессори не выдвигает особых требований к материалам, из которых должно быть изготовлено спальное место малыша. Тем не менее преимущественно используются натуральные материалы - хлопковая обивка, наполнитель из гречневой шелухи, кокосового волокна и т. д.

Как видно, каждая зона Монтессори-пространства - это объект, создаваемый и комплектуемый родителями самостоятельно на основании их представлений о тех бытовых моментах, которые доступны ребёнку в его возрасте, и собственной фантазии. Взрослые вовсе не обязаны строго следовать какому-то определённому списку зон и перечню предметов, располагать уголки для малыша в соответствии с придуманной кем-то схемой. Включив воображение, очень легко из имеющихся в наличии материалов и детской мебели соорудить, например, столик для стирки белья и мытья посуды, другие интересные игровые и в то даже время имеющие огромное практическое значение зоны.

Уголок для стирки белья и мытья посуды может быть скомплектован из обычного небольшого журнального столика, накрытого клеёнкой, и набора пластиковой посуды (тазик, кувшин и т. д.)

Большую часть игрового материала, используемого в соответствии с системой Монтессори, можно сделать своими руками из подручных предметов и вещей, ведь практически все эти игры в той или иной степени имитируют действия взрослых, производимые в быту ежедневно. Для создания игрушек пригодится всё от старых тканей и пуговиц до замков, задвижек и сломанного телефона.

Настенные модули: можно ли сделать своими руками?

Настенные модули по Монтессори - кладезь полезных идей для родителей, которые хотят изготовить развивающую игрушку собственными руками. Безусловно, деревянные модели промышленного производства в точности повторить сможет лишь профессионал. Однако, подключив немного фантазии, воссоздать заложенный в них принцип может каждая мама в обычной городской квартире. А уж ребёнок такую вещь, без сомнения, оценит по достоинству.

Настенные модули Монтессори - это группа элементов развивающего оборудования. Они представляют собой деревянные панели, закрепляемые на стене, и содержащие различного рода конструкции, выполняя требуемые действия с которыми ребёнок в игровой форме развивает определённый навык.

Модуль для прогона шаров своими руками

Модуль для прогона шаров - устройство из закреплённых в определённом порядке направляющих, по которым свободно сверху вниз скатывается шарик. Поначалу малыш просто будет следить за ним, затем попытается его ловить, а потом научится запускать самостоятельно.

Такой модуль будет интересен ребёнку начиная с 11-месячного возраста.

Воссоздать игру в домашних условиях можно несколькими способами, и самый простой из них - сделать направляющие из трубочек от бумажных полотенец. Для изготовления игрушки понадобятся:

  • картонные трубки от бумажных полотенец;
  • краски и кисть;
  • клей;
  • ножницы;
  • основа для крепления модуля (вполне подойдёт и крышка от большой картонной коробки);
  • крупные бусины (можно взять деревянные);
  • корзина для сбора шариков внизу (можно использовать половинку капсулы от «Киндер-сюрприза», если шарики небольшие).
  1. Обрезаем и окрашиваем трубки - направляющие (можно вырезать в них желобки на концах, а можно и вовсе разрезать каждую трубку вдоль пополам).
  2. Приклеиваем направляющие к основе таким образом, чтобы катящийся шарик попадал из одной в другую (каждая деталь должна иметь уклон, чтобы шарик свободно по ней катился).
  3. Под нижним концом самой последней направляющей закрепляем корзину для сбора шариков.
  4. Закрепляем панель в вертикальном положении на стене или в другом удобном месте.

Для изготовления более крупного модуля берётся лист фанеры, а направляющие делаются из строительных уголков. По ним можно катать шарик от пинг-понга или шарикового дезодоранта.

Создание настенного модуля для прогона шаров из картонных трубок - фотогалерея

Для создания модуля прежде всего следует приготовить картонные основы от катушек бумажных полотенец В концах направляющих можно вырезать желобки для того чтобы было лучше видно движение шарика на смене траектории Направляющие можно окрасить в разные яркие цвета Направляющие закрепляются «зигзагом», угол наклона должен быть не слишком маленьким, но и не слишком большим, чтобы шарик спускался не очень быстро

Модуль с зубчатыми колёсами

Модуль с зубчатыми колёсами представляет собой две шестерёнки, крутя за ручку одну из которых ребёнок учится видеть причинно-следственную взаимосвязь. Кроме того, такая игрушка развивает вращательное движение руки в вертикальной плоскости. Она подойдёт детям от 1 года.

Воссоздать модуль с шестерёнками в домашних условиях можно из картона. Для изготовления понадобится:

  • бумага, карандаш и линейка для чертежа;
  • плотный картон;
  • ножницы;
  • клей;
  • основа для модуля (можно взять крышку от картонной коробки);
  • деревянные или пластиковые цилиндры для изготовления фиксированной основы шестерёнки и ручек.

Последовательность изготовления.

  1. Чертим схему шестерёнок, зубчики проще всего сделать треугольными. Их размер и форма должны совпадать у обеих деталей - это обязательное условие для того, чтобы система работала. Центр фигуры рисуется в соответствии с подобранной основой, на которую она будет крепиться.
  2. Вырезаем из картона переведённые по схеме шестерёнки - лучше сделать несколько слоёв и склеить их между собой.
  3. Закрепляем цилиндры-основы на панели при помощи клея, насаживаем на них шестерёнки (перед сборкой необходимо примерить детали и разметить места склеивания).
  4. Закрепляем на одной или обеих шестерёнках ручку для вращения.

Шестерёнки своими руками - фотогалерея

Шестерёнки необходимо предварительно расчертить на бумаге Если шестерёнки склеить из нескольких слоёв картона, они получаются достаточно плотными и толстыми Пример модуля с шестерёнками, сделанный своими руками

Модуль с замочками и задвижками

В классическом варианте доска с запорами и задвижками представляет собой панель с шестью маленькими дверцами, каждая из которых закрывается замком определённого вида (шпингалет, цепочка, ключик и т. д.). Предназначен такой модуль для развития мелкой моторики детей от полуторагодовалого возраста.

Безусловно, изготовить нечто подобное в домашних условиях под силу только папе или дедушке, с чем многие из них успешно справляются. Исполнение этой игрушки среди родителей очень разнообразно. Иногда в модуле совмещают сразу несколько идей Монтессори (шестерёнки, замочки, лабиринты, шнуровка и пр.). Варианты комбинирования и их воплощение можно найти на просторах всемирной сети под названием «Бизиборд».

Развивающие доски или бизиборды - фотогалерея

Пример бизиборда с разными элементами Монтессори Бизиборд совмещает в себе сразу несколько элементов или идей Монтессори-методики Модуль с замками и задвижками развивает мелкую моторику ребёнка

Пример модуля, созданного своими руками - видео

Игровые панели Монтессори

Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.

Шнуровка и панель для вышивания своими руками

Классический пример Монтессори-панелей - шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.

Пример шнуровки - фотогалерея

Игры-шнуровки представляют собой деревянные панели различной формы с дырочками для продевания шнурка Панели для вышивки имеют большее количество равномерно расположенных отверстий, нежели шнуровки
Шнуровка в виде сыра с дырочками - объёмная деревянная игрушка

Для изготовления шнуровки или вышивки из фанеры понадобится:

  • фанера;
  • ножовка по дереву;
  • шуруповёрт;
  • карандаш и линейка;
  • наждачная бумага;
  • шнурки или ленты.

Последовательность изготовления панели.

  1. Размечаем на фанере заготовки панелей. Вырезаем их при помощи ножовки.
  2. Отмечаем карандашом и сверлим шуруповёртом отверстия в полученных фигурах.
  3. Затираем наждачной бумагой края панелей и отверстий, сглаживаем шероховатости.

Изготовление шнуровки - фотогалерея

Из строительных инструментов для изготовления игрушки понадобятся шуруповёрт и ножовка по дереву Сначала необходимо разметить фигуры на фанере Фигуры вырезают ножовкой Шнуровка может быть любой формы - всё зависит от фантазии родителей Расположение отверстий необходимо отмерить и разметить карандашом Отверстия сверлим шуруповёртом Все шероховатости необходимо зачистить наждачной бумагой В шнуровки втягиваются шнурки Играя со шнуровкой, ребёнок тренирует мелкую моторику

Игра «Мышь в сыре» своими руками

Мышь в сыре - панель с множеством отверстий разного размера: 10 больших, 15 средних и 40 маленьких. В комплект входит мышка с шариком на шнурке, которую необходимо поднять вверх так, чтобы не уронить его в дырочки.

Сделать некоторое подобие игрушки можно и в домашних условиях. Для этого понадобится:

  • картонная коробка;
  • картонная трубочка (можно несколько) от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
  • клей;
  • ножницы;
  • краски;
  • сами мышки - пластиковые или связанные крючком шарики и т. д. (лучше, если «мышки» будут с хвостиками).

Алгоритм изготовления.

  1. Прорезать в коробке отверстие, по диаметру равное картонной трубочке.
  2. Вставить трубочку в отверстие (можно сделать два отверстия в противоположных сторонах коробки и соединить их тоннелем из трубочки).
  3. Коробку следует раскрасить в жёлтый цвет, можно нарисовать «дырки» - получится сыр В отверстие, сделанное в коробке, вставляется картонная трубка - получается своеобразный тоннель Если отверстие в коробочке одно, доставать мышей придётся, открыв её

    Материалы для обучающих занятий

    Несмотря на то что любой игровой материал, созданный по принципам методики Монтессори, можно назвать обучающим, определённые игры в этой сфере всё же имеют особый вес. Стоит рассмотреть некоторые из них.

    Золотой банк из бусин

    Игра «Золотой банк из бусин» призвана обучить ребёнка основам математики.

    Воссоздать такой банк дома также вполне реально: достаточно лишь запастись большим количеством бусин золотистого (как вариант жёлтого) цвета, проволокой и терпением. В качестве ёмкости для игрового материала можно использовать картонную коробку, разделённую на отсеки.

    Карточки Монтессори

    Карточки Монтессори - это целая группа материалов, направленных на развитие у ребёнка логики, внимания, памяти и моторики. Существует бесчисленное количество наборов - цветовые, ознакомительные в разнообразных категориях и прочие. А изготовить их самостоятельно очень просто: найдите на просторах всемирной сети понравившиеся и распечатайте на цветном принтере.

    Конструктивные треугольники

    Обучающее пособие «Конструктивные треугольники» представляет собой 5 деревянных ящиков различных геометрических форм с располагающимися в них разноцветными треугольниками, из которых эти формы и предлагается выложить ребёнку.

    Воплотить идею этой игры в домашних условиях достаточно просто - треугольники можно вырезать из фетра или даже картона. А складывать фигуры можно и без использования коробок.

    Следует обратить внимание, что в оригинальном пособии те стороны треугольников, которые должны прилегать к другим, выделены чёрной линией. Так ребёнку проще ориентироваться во время игры.

    Как сделать конструктивные треугольники своими руками - видео

    Игрушки

    Методика развития детей по Монтессори изобилует идеями игрушек для любого возраста, которые вполне посильны для домашнего воплощения.

    Сенсорные мешочки

    Сенсорные мешочки предназначены для детей от полугода до 4 лет. Они представляют собой ёмкости из ткани или другого мягкого материала, наполненные крупами, бисером и другими предметами, которые ребёнку будет интересно пощупать и потрясти.

    Варианты самостоятельного изготовления такой развивающей игрушки очень разнообразны: можно просто сшить полотняные мешочки, использовать воздушные шарики или прострочить кружочки из полиэтилена.

    Сенсорные мешочки - фотогалерея

    Сенсорные мешочки можно сделать, просто заполнив выбранным наполнителем воздушный шарик и плотно его завязав Ещё один вариант мешочков - кружочки из полиэтилена, простроченные на швейной машинке Сенсорные мешочки можно наполнить чем угодно - крупами, пластиковыми крышками, бисером, пуговицами Для изготовления сенсорных мешочков потребуется ткань, швейные принадлежности и наполнитель Полученный при кройке прямоугольник складывают вдвое и прошивают с трёх сторон, оставив небольшое отверстие для наполнения Мешочки по изнаночной стороне прошивают на швейной машинке Мешочки через оставшееся отверстие заполняют крупами или другим наполнителем После наполнения мешочки следует зашить

    Сортер своими руками - видео

    Рамки-вкладыши по Монтессори

    Игрушка рамка-вкладыш в оригинале представляет собой деревянную панель с расположенным посередине вкладышем в виде геометрической фигуры, который малыш может достать и поставить обратно за прикреплённую к нему ручку-держатель.

    Самостоятельно изготовить рамки-вкладыши можно из картона. Для этого потребуется:

  • плотный картон;
  • ножницы;
  • линейка;
  • клей;
  • краски;
  • крупные бусины для изготовления ручек-держателей.

Последовательность действий.

  1. Расчертить на картоне квадраты и вырезать их.
  2. В центре каждого квадрата начертит геометрическую фигуру.
  3. Вырезать фигуры, раскрасить разными цветами и приклеить к ним ручки-бусины.

Рамки-вкладыши из старого туристического коврика - видео

Создать Монтессори-среду для ребёнка у себя дома, не затрачивая больших денег на специализированные промышленно изготовленные пособия, вполне реально. Для этого необходимо лишь знать основные принципы методики и ознакомиться с классическими вариантами игровых и учебных материалов. Проявив немного фантазии, воплотить в жизнь собственными руками можно практически любую из идей.

Методика Монтессори популярна даже спустя более 100 лет. Согласно этой методике, необходимо предоставить ребенку полную свободу, обеспечив его максимально подготовленной окружающей средой. Развивающая среда должна содержать множество материалов для сенситивного развития малыша. Сделать такие материалы для занятий по методике можно своими руками.

Узнать подробнее об особенностях методики Монтессори вы можете из другой статьи или посмотрев следующее видео.

Делаем материалы для занятий своими руками

Каждый из нас знает, что дети растут и развиваются очень быстро. Для того чтобы их развитие протекало интересно малышам постоянно требуются новые развивающие игрушки , которые будут соответствовать их уровню. Если вы выбрали систему воспитания Монтессори, то вам потребуются специальные материалы для подготовки развивающей среды ребенка.

В магазинах можно встретить огромный выбор подходящих для развивающей среды Монтессори материалов, которые не составит сложности сделать дома самим. Времени на это вы затратите не так много, но при этом сэкономите значительную часть семейного бюджета.

В первую очередь, следует провести ревизию среди игрушек вашего крохи. Это поможет вам понять, каких материалов у вас предостаточно, а какие необходимо сделать. Расположите те материалы, которые подходят для занятий, на доступной для ребенка высоте. Учитывайте разделение пространства на зоны, которое предполагается по системе Монтессори.

Теперь можно приступать к работе над поделками.

Делаем рамки-вкладыши

Для того чтобы самостоятельно сделать вкладыши вам потребуется:

  • плотный картон (подойдут обувные коробки или гофрированный картон);
  • цветная или самоклеящаяся бумага;
  • ватман для основы или иной подходящий материал;
  • пуговицы или бусины;
  • проволока;
  • ножницы, канцелярский нож;
  • клей;
  • карандаш;
  • линейка;
  • циркуль.

Как сделать:

  1. Вырезаем из картона равные прямоугольники. Количество прямоугольников определяется количеством форм, с которыми вы будете знакомить малыша. Для годовалого ребенка будет достаточно 4 основных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  2. В каждом прямоугольнике пользуясь канцелярским ножом, вырежьте несколько одинаковых фигур, отличающихся размером.
  3. Оклейте их цветной или самоклеящейся бумагой. Постарайтесь сделать так, чтобы все фигуры одной формы были оклеены разными цветами.
  4. К каждому вкладышу посередине закрепите пуговицу или бусину с помощью проволоки. Это упростит для малыша их использование.
  5. Приклейте получившиеся рамки к основе.

Ваши вкладыши готовы. Можно проводить занятие. С помощью такой рамки можно выучить с малышом цвета, геометрические фигуры, научиться сравнивать предметы по размерам. Предназначается данное пособие для детей от года .

Шершавые буквы

Для изготовления букв потребуется:

  • тонкие листы бумаги синего и красного цветов (цветная бумага для принтера);
  • трафареты строчных прописных букв;
  • плотный картон;
  • клей ПВА;
  • клей-карандаш;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • линейка;
  • манка.

Мастерим:

  1. Расчертить листы на прямоугольники равного размера. Синие прямоугольники по количеству согласных букв, красные – гласных, как советовала сама Мария Монтессори.
  2. В каждом прямоугольнике обводим по трафарету букву.

Эти 2 пункта можно выполнить на компьютере и распечатать готовые листы.

  1. Приклеиваем листы к картону. Картон следует брать как можно плотнее, листы ватмана не подойдут. Лучше будет сделать это клеем-карандашом, он ложится ровнее.
  2. Положить под пресс и дать хорошо высохнуть.
  3. Теперь разрезаем на отдельные карточки.
  4. По контуру букв наносим клей ПВА и обсыпаем манной крупой. Слишком толстый слой делать не следует.
  5. Стряхиваем лишнюю манку и поправляем, где это необходимо.
  6. Приступаем к сушке. Для этого карточки лучше закрепить со всех углов. Можно использовать лист ДВП, гипсокартона, гофрированный картон от коробок. Каждый угол прикалываем с помощью канцелярских кнопок. Если карточки не закрепить, то велика вероятность того, что они скрутятся или изогнутся.
  7. Наносим второй слой клея ПВА и снова даем высохнуть. Второй слой необходим для того чтобы манка не осыпалась с букв во время занятий.

В нижеследующем видео показан небольшой мастер класс по заготовке цифр вышеизложенным способом.

Начинать использовать пособие лучше не ранее чем в 3-4 года. С его помощью ребенок будет развивать прямые ассоциации звуков и букв, запоминать названия букв и их написание, подготовится к последующему письму и чтению, у него будет развиваться мелкая моторика. Очень важно следить за правильным обведением буквы, как при письме. Если ребенок делает не правильно необходимо остановить его и показать снова. Если сейчас ребенок запомнит неправильное написание буквы, то в дальнейшем при письме он будет писать ее точно так же.

Сенсорные мешочки

Потребуется:

  • натуральная ткань (например, сатин);
  • разнообразные крупы, можно использовать гречку, фасоль, горох, рис, пшено, манная крупа;
  • макароны;
  • ножницы;
  • нитки;
  • линейка;
  • булавки;
  • ложка.

Как сделать:

  1. Раскроить ткань для мешочков, размеры подбираете самостоятельно. Длину отреза ткани делайте равной двум длинам мешочка и добавляйте по 1 см на швы.
  2. Ткань для одного мешочка складываем пополам, лицевая сторона должна быть внутри.
  3. Прошейте боковые швы и верхний шов наполовину. Закрепляйте нитки и в начале и в конце строки.
  4. Обрежьте уголки.
  5. Выверните и проутюжьте.
  6. Крупы прокалите в духовом шкафу в течение 20 минут. Это поможет избежать появления жучков в будущем.
  7. Засыпьте крупы в мешочки. Для каждого мешочка используйте только один вид крупы, вес каждого мешочка должен быть одинаков с остальными.
  8. Прошейте верхний шов до конца и можете отдавать игрушку в распоряжение ребенка.

Еще один вариант заготовки сенсорных мешочков в нижеследующем видео.

Можно упростить процесс создания мешочков, сделав их в виде веселой гусенички.

Для этого отрежьте от неплотных колгот нужную длину. Засыпьте один вид крупы в носок и завяжите узел. Должен получиться плотный шарик. Теперь засыпаем следующий вид крупы и снова завязываем узлом. Так следует поступить с каждым видом крупы. Последний шарик можно наполнить полиэтиленовой пленкой или пакетами для шуршания. Прошейте хвостик гусенички, оформив его. Со стороны носка оформите мордочку. Для глаз можно использовать бусины, для рта – небольшой лоскут красной материи. Можно сделать усики из проволоки и бусин.

Такие игрушки подходят для детей, начиная с самого раннего возраста. С их помощью будут отлично развиваться тактильные ощущения, мелкая моторика, внимание крохи. Также, благодаря разному звучанию, использование тактильных мешочков будет способствовать развитию слуха.

Мобиль

Система Монтессори предусматривает использование мобилей для новорожденных. Однако они совсем не похожи на те, которые вы можете встретить в продаже. Монтессори-мобили отличаются четкими формами, спокойной цветовой гаммой, четкими цветами, отсутствием музыки и быстрого вращения деталей.

Формы выбираются абстрактные, движение осуществляется с помощью воздушных потоков, плавно и естественно. За таким темпом движений крохе проще следить и фокусировать взгляд.

Предлагаем сделать мобиль-шестигранник, классический Монтессори-мобиль.

Нам потребуется:

  • 3 листа плотного цветного картона, выбирайте основные цвета: красный, синий, желтый;
  • ножницы;
  • линейка;
  • клей;
  • лента;
  • легкая деревянная палочка.

Как сделать:

  1. На листах распечатать развертки шестигранника. Можно распечатать на тонкой бумаге и наклеить на картон. После этого высушить под прессом.
  2. Обработать места сгибов с помощью линейки и ножниц, для того, чтобы они хорошо сгибались.
  3. Вырезать развертку.
  4. Собрать шестигранник и склеить в местах соединения.
  5. Закрепить ленту в одном из швов.
  6. С другой стороны ленты привязать к деревянной палочке. Проследите, чтобы палочка была гладкая.
  7. Закрепите мобиль на расстоянии 20-25 см над головой ребенка, но не прямо над лицом.

В видео ниже можно посмотреть, как сделать шестигранник для мобиля в технике оригами.

Такой мобиль можно предложить малышу с 3 месяцев. С его помощью он будет учиться фокусировать взгляд на движущихся предметах, следить за ними взглядом, воспринимать цвет и форму.

Стенд (доска)

Стенды по Монтессори в современном мире еще называют бизибордами. Это так называемые развивающие доски, на которые можно закрепить все, что в жизни под запретом для малыша. С помощью них малыш будет с увлечением знакомиться с домашним бытом.

Для того чтобы самостоятельно сделать стенд по методике Монтессори вам потребуется:

  • ДСП или любая доска;
  • саморезы;
  • клей момент;
  • различные дверные замки с ключом, цепочкой, кодовый замочек, звонок, выключатели, розетка с вилкой, диски от старых стационарных телефонов, щеколда для форточек, оконная щеколда, застежка молния, на пуговицах, на липучках, на кнопках, шнуровки, подвижные крючки, массажер для рук, висячий замок, карабин, сенсорные мешочки с крупами – в общем все, что в быту вы не доверите крохе и что подскажет ваша фантазия.

Как сделать:

Необходимо закрепить элементы бизиборда на доске. Вы вполне можете придумать какой-либо сюжет для него и действовать в соответствии с ним. Можно просто использовать в разбросанном виде, все те элементы, которые нашлись у вас дома. Чем больше элементов вы расположите, тем больше увлечет стенд малыша.

В нижеследующем видео представлен небольшой видеообзор бизиборда ручной работы.

Данная развивающая игра подходит для детей с 2 до 7 лет. Однако заинтересовать маленького исследователя она сможет и раньше. Играя ребенок учится открывать и закрывать замки, пользоваться розетками и выключателями, работает со шнуровками и различными застежками. При этом очень хорошо развивается мелкая моторика, внимание, усидчивость. Малыш учится находить решения различных бытовых проблем, удовлетворяет свой познавательный интерес. При этом он получает свободу выбора и может работать только с каким-то одним элементом или переключаться на разные.

Идею, как сделать интересный бизикуб, вы можете найти в следующем видео.

Сенсорный коврик

Такой коврик станет забавой для крохи на долгое время, ведь на нем расположено много сюрпризов. Сшить такой коврик можно из тканевых отрезов, старой одежды, лоскутков ткани разных фактур. Подойдет любая фурнитура, крючки, молнии, аппликации, застежки липучки, кнопки, застежки от ремней.

Для начала сшейте основу будущего коврика по задуманным размерам. В качестве наполнителя можно использовать синтепон. Также за основу мы можете взять тонкое байковое одеяло.

Далее включайте воображение и продумайте эскиз будущего коврика. Коврик может сочетать ткани разных фактур, вы можете нашить накладные кармашки на различных застежках, в которых будут прятаться мультяшные герои (готовые аппликации можно положить внутрь кармашка), сделайте не открывающиеся кармашки (или спрячьте под аппликацией) с различными крупами (предварительно прокалите крупы в духовке), полиэтиленовыми шуршащими пакетами, вшейте пищалки, которые издают звук при нажатии на них.

Все что вам осталось сделать – воплотить ваш эскиз в жизнь.

Смотрите небольшой видеообзор готового сенсорного коврика для малышей.

Такой коврик будет способствовать сенсорному развитию крохи. С его помощью малыш будет развивать мелкую моторику, тактильную восприимчивость, познакомится и будет учиться пользоваться различными креплениями. Подходит для 8-месячного ребенка и старше.

Пирамидка «подушки»

Для того, чтобы сделать такую пирамидку вам будет необходимо:

  • ткани разных цветов;
  • застежки липучки;
  • материалы для набивки – синтепон, слюда или полиэтилен, гречневая крупа, игрушки от киндеров, макароны.

Из ткани вырезаем по 2 квадрата. Учитывайте, что подушки можно сделать разных размеров и цветов. В этом случае вам будет нужно рассчитать размер квадрата и цвет, так чтобы соседствующие стороны подушечек были одного цвета. К примеру, для основы пирамидки делаем квадрат со стороной 12 см. Низ квадрата сделаем красным цветом, верх пусть будет зеленым. Стороны следующего квадрат будут размером 11 см. Низ этого квадрата шьем зеленым цветом, а верх желтым, третий квадрат делаем со сторонами 10 см, низ желтого цвета, а верх выбирайте сами и продолжайте в такой последовательности.

На лицевую сторону ткани квадратов пришиваем липучки. С одной стороны будущей подушки жесткая часть липы, с другой – мягкая. Складываем 2 квадрата одной подушки лицевыми сторонами друг к другу и прошиваем с 3 сторон полностью, а на 4 стороне оставляем небольшой участок открытым. Он нам будет нужен для наполнения подушки.

Выворачиваем подушку и заполняем наполнителем. Для самой большой нижней подушки используйте самый тяжелый наполнитель (например, гречневую крупу) для придания пирамидке устойчивости. После заполнения прошиваем тот участок, который оставался открытым. Одна подушка готова.

Таким же образом шьем остальные подушки для пирамидки. Используйте для них наполнители полегче.

Пирамидка готова и можно отдавать ее в пользование ребенку.

Таким пирамидкам будут очень рады дети, начиная с 1-2 лет. Она поможет малышам выучить цвета, будет способствовать развитию тактильного восприятия, поможет сформировать понимание понятий «больше» и «меньше».

Игры с прищепками или цветные ежики

Это пособие будет самым простым в изготовлении. Вам будет необходимо вырезать из цветного картона контуры каких-либо фигур. После этого ребенок с помощью прищепок доделывает недостающие элементы. Можно вырезать круг для солнышка, тучку для дождика, треугольник для елочки, ежика и сделать ему иголки, птицам и животным сделать лапки и хвост. Малыш сможет вам помочь украсить фигуры, нарисовав им глазки, раскрасив.

Постарайтесь подобрать прищепки под цвет фигуры. Тогда ребенок будет не только развивать мелкую моторику, занимаясь с этим материалом, но и выучит основные цвета. Для лучиков солнышка используйте желтые прищепки, для дождика к тучке пусть кроха найдет синие прищепки, для зеленого треугольника, из которого вы планируете сделать елочку, попросите подобрать зеленые прищепки.

Как видите, очень много Монтессори материалов без труда делаются своими руками. Для их изготовления вам не придется много покупать, в основном игрушки сделаны из подручных средств. В магазинах аналоги этих дидактических игр обойдутся вам очень недешево.

Посмотрите следующее видео с занятиями для малышей по методике Монтессори.

Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей. Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени. Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно .

Примеры игр

В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные , вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно. Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений. По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.

В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:

  • толстые нитки;
  • пуговицы, бусины;
  • палочки из-под леденцов, мороженого;
  • пластиковые емкости, баночки;
  • песок;
  • крупы, макароны, фасоль;
  • бельевую корзину;
  • мячи;
  • цветные прищепки;
  • посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.

Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:

  • нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
  • продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
  • собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
  • выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
  • сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
  • стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
  • ставить прищепки на разноцветный картон;
  • закидывать мячи в бельевую корзину;
  • строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
  • складывать посуду по принципу матрешки.

На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.

Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».

Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов

Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике. Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр. Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.

Игры с карточками

Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски. Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными. Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.

Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?

  1. С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
  2. С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
  3. С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.

Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.

Сенсорные коврики

В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.

Какие коврики можно сделать своими руками?

  1. С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
  2. Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
  3. Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.

Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.

Сортеры

По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.

Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?

  • Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
  • Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
  • Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
  • Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
  • Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.

Игрушки для мелкой моторики и другие

Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.

Какие еще игрушки можно сделать своими руками?


Идеи в картинках

Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:

Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.

В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке. Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать. Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.

Татьяна Акимцева
Мастер-класс «Игрушки Монтессори своими руками»

Цель : помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Уникальную методику для раннего развития детей итальянского педагога Марии Мантессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей . Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори , одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в настоящее время. Это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир. Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мекой моторики

Публикации по теме:

«Монтессори-материалы своими руками, используемые в «зоне практической жизни» Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию Монтессори - материалов для реализации образовательного процесса в соответствии.

Монтессори-материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками. Они доступны.

М. Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого.

Человека современности уже не так легко удивить изысканностью и уникальностью мягкой игрушки, ведь рынок перенасыщен очень разнообразными.

Кто не любит из девочек играть в куклы? Вообще таких необычных девочек я знаю, но в только не в нашей группе. Наши малышки-солнышки.

Предлагаю вашему вниманию бизиборд - развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы - это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает.

Игрушки служат не просто развлечением и утешением маленького ребенка — это инструмент познания мира. Малыши до года во время игр активно тренируют органы чувств, подготавливаясь к полноценному взаимодействию с внешним миром. Сначала младенец изучает окружающий мир с помощью органов зрения и слуха, затем осваивает тактильные ощущения, а через определенное время учится владеть своим телом и ходить. Что такое игрушки Монтессори, и как они помогают в развитии малышей?

Развивающие игрушки и пособия Монтессори пользуются любовью у самых маленьких деток и их родителей. С помощью понятного и доступного материала ребенок упорядочивает свои знания о мире, учится основным навыкам взаимодействия с предметами и объектами. Все дидактические материалы — деревянные, и отличаются экологической безопасностью.

Занятия по системе Монтессори происходят в игровой форме и не навязывают малышу свои представления о чем-либо. Метод Монтессори основан на раскрытии собственного творческого потенциала малютки и активизирует его с помощью создания благоприятствующей среды. Взрослый лишь помогает реализовать ребенку свой потенциал через игрушки, но не вмешивается в самостоятельное освоение этого мира посредством развивающих игр.

С помощью развивающих игрушек малыши учатся:

  • распознавать цветовые оттенки;
  • различать форму предметов;
  • познавать цифры и буквы;
  • развивать логическое мышление;
  • фантазировать и развивать воображение.

Так как одним из основных методов познания мира у самых маленьких является сенсорика, деревянные игрушки и пособия Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений. В магазинах можно приобрести различные игровые развивающие игры Монтессори, но вполне возможно сделать все своими руками в домашних условиях из подручных материалов.

Рамка

Деревянные или картонные рамки-вкладыши Монтессори являются пособием для развития чувства формы и размера. Ребенок учится классифицировать предметы по цвету, содержанию и виду. Например, малыш обучается ориентации на плоскости, подбирая соответствующего размера рамки для предметов.

Методика Монтессори предполагает использование самых разнообразных по назначению рамок, с помощью которых малыш:

  • познает основы логического мышления;
  • учится раскрашивать картинки, не выходя за рамки;
  • пытается распознавать и классифицировать предметы по видам (лисички, опята — грибы).

Как сделать рамки-вкладыши Монтессори в домашних условиях? Для этого потребуется лист ватмана, коробочка из-под конфет и цветная бумага. Сначала нужно сделать заготовку для рамки — вырезать прямоугольник. Затем на данном прямоугольнике необходимо нарисовать различные геометрические фигурки.

После этого следует аккуратно вырезать фигуры и наклеить на них разноцветную бумагу (по форме фигуры). Чтобы фигуры не выпадали из основы, с оборотной стороны картона наклеивают ватман. Развивающая задача — найти для каждой фигуры свое место в рамке.

Другим вариантом вкладыша может быть рамка с кармашком. Для этого необходимо взять рамку для фотографий или обычные деревянные пяльцы для вышивания дома. На рамку или деревянные пяльцы натягивается ткань, к которой пришиты пуговицы или молния. Задача — расстегнуть пуговицы (молнию) и положить в кармашек какой-либо предмет или карточки. Можно задачу изменить: достать из кармашка картинки, карточки или предмет.

Пирамидка из подушек

Игрушки-пирамидки Монтессори своими руками помогают различать цветовую гамму и величину предмета, а также совершенствуют тактильные ощущения. Внутренность подушечек можно
набивать различным содержимым — от синтепона до крупы. Метод хорошо развивает мелкую моторику и способствует формированию речевых навыков.

Чтобы сделать игрушки-подушки дома, не обязательно обладать навыками швеи. Сделайте из лоскуточков ткани заготовки для подушечек разной величины, сшейте из них мешочки и набейте разным содержимым:

  • синтепоном;
  • ватой;
  • различной крупой;
  • шуршащей слюдой.

Методика предполагает развитие навыка формирования пирамиды из подушек. Чтобы малыш смог правильно подобрать цвета, одна из сторон подушки должна быть одинакового оттенка со стороной другой подушки-игрушки. Цель — сложить пирамидку из подушек, сочетая одинаковые цвета.

Чтобы малыш хорошо справился с задачей, нужно шить подушечки, постепенно уменьшая размеры. В основании пирамидки должна быть самая большая подушка, далее выкладываются подушечки по мере уменьшения их размера. Чтобы подушечки не падали во время построения пирамидки, к ним пришивается липкая лента по центру (вверху — мягкие части липучки, внизу — жесткие). Пирамидка Монтессори своими руками готова.

Геометрическая плоскость

Данная развивающая методика формирует пространственное мышление у малыша после года. Цель пособия — создавать разные геометрические фигуры с помощью канцелярских резинок. Конечно, крохе до года будет тяжело справиться с данным упражнением — надеть на колышки резинку — однако, малыши более старшего возраста смогут справиться с поставленной задачей и проектировать различные предметы на доске (домик с крышей, машинку и т. д).

Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.

Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.

Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.

Строим розовую башню

Методика направлена на развитие у крохи после года навыка работы с предметами большой и малой формы. Розовая башня состоит из десяти кубиков разного размера. Деревянные кубики нужно сложить в форме башни от основания (самый большой кубик) к вершине (самый маленький). Метод Башня обучает координации движений, умению упорядочивать предметы и гармонично располагать их в пространстве. Со временем розовая башня может принимать разные пространственные (архитектурные) формы.

Усложненный вариант: розовая башня строится на ощупь, с закрытыми глазками. Важный момент — ребенок учится восприятию форм различной величины. Сначала делается акцент на контрасте: самый большой и самый маленький кубик. Затем задача усложняется — между самым большим и самым маленьким кубиком располагаются кубики не очень большие и не очень маленькие.

Так словарный запас малыша пополняется новыми словами: не очень большой, не очень маленький, меньше, больше. Малыш выстраивает логическую цепочку: самый большой, меньше, маленький, самый маленький. Данный метод формирует навык сравнительного анализа на основе различия предметов разных объемов и форм.

Золотые бусины

Дидактический метод Золотая Бусина используется для ознакомления малыша с десятичной системой исчисления. Помимо освоения математических знаний игрушки-бусины совершенствуют мелкую моторику, а значит, и речевые навыки малыша. Методика Золотая Бусина рекомендуется к использованию, когда малышу исполнится 4 года.

Принцип данной системы состоит в следующем:

  • одна золотая бусина — единица;
  • стержень из бусин — десятки;
  • квадрат из бусин — сотня;
  • десять квадратов — тысяча.

В набор входят деревянные подносы, на которые выкладывают обучающий материал. Ребенок учится отличать единицы от десятков и сотен не только по количеству бусин (одна золотая бусина, десять бусин), но и по форме конструкции: квадрат, стержень. Абстрактное понятие счета приобретает конкретную форму, которую можно потрогать ручками. С помощью игры Золотая Бусина малыш легко усваивает счет и азы математической науки.

Домашнее обучение

Создать Монтессори материалы своими руками не сложно, важно — правильно применить их дома. Для этого следует создать развивающую среду (среду Монтессори):

  1. располагать игрушки дома в доступном для крохи месте;
  2. создать дома все условия для отработки основных хозяйственных навыков малыша — стирка кукольного белья в тазике, мытье кукольной посудки и т. д;
  3. создать дома зоны тематического развития: практическая отработка навыков, сенсорное развитие, языковая зона развития и т. д;
  4. предоставить малышу право выбора необходимой для него игры или игрушки;
  5. учить убирать игровые материалы на место (следить за порядком дома).

Малюткам до года нужно предлагать шуршащие, звенящие предметы — баночки, мешочки, коробочки с крышкой. Важно познакомить малыша с предметами-трансформерами, чтобы он смог его видоизменять.

Малыши после года любят возиться с сыпучими предметами (крупа, мука, горох) и льющейся водой. В этот период можно работать с пластилином, рисовать пальчиковыми красками.

Дети после двух лет склонны к конструированию, изменению пространства своими руками. Можно разрезать карточки и картинки, а потом собирать их вместе (типа пазла).