Воспитание детей в семье. Воспитание детей в семье Проявление фантомного чувства взрослости

Особенности психологии подростка - 16 лет

Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.

Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;

Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.

Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.

Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.

В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.

Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.

Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.

Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.

Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.

Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.

Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...

Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.

Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".

Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.

Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность

Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.

Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.

Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны

А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.

Источник МедВести.

Здравствуйте!Мне 34 года,сыну- 17.В этом году мой ребенок окончил школу (11классов), поступил в ННГУ им.Н.И.Лобачевского.В школе была вечная проблема - поведение.Все время, что он учился я не выходила из школы,учится ребенок хорошо,он очень активный, спокойно сидеть на занятиях не может и этим мешает не только себе, но и окружающим.На уроках он всегда разговаривает, всех веселит, если ему делают замечание, то этого хватает только на 5 минут.Сейчас в университете происходит тоже самое. Мы всегда с ним много общаемся и разговариваем и он вроде все понимает и соглашается, обещает, что все будет хорошо, что он хочет получить хорошее образование, но опять звонять уже из университета,жалуются на его поведение и говорят,что могут отчислить (докладные на него уже написаны).Сил не хватает, как еще можно объяснить ребенку, что он уже взрослый, что "клоунада" его ни кому не нужна, пора взяться за ум.Он меня слушает, но не слышит.

Здравствуйте, Александра!!!

Вам нужно работать с педагогами учебного заведения, в котором учиться Ваш сын!!! Вы пробовали объяснить ситуацию, куратору (ведущему) группы, поговорить об этом??? Очень много не ясного и посредством письма нельзя определенно сказать, что нужно. выяснить первопричины, такого поведения!!

Вы, Марина, говорите о том, что пора Вашему сыну становиться взрослым, а сама помогаете ему оставаться - ребенком...

Что такое взрослый человек?

Это человек, который за свои поступки и действия отвечает (платит), в основном, САМ.

Из своего "кармана".

Другое дело, что если его отчислят из института, то кормить его будете продолжать - Вы...

Поэтому Вы его и опекаете.

Следовательно, проблема частично не только в нем, а в Вас.

Вы - сама не очень взрослый человек.

И поэтому Вам больно "помогать" Вашему сыну стать взрослым.

Есть ли у Вас своя жизнь? - не только в сыне...?

Почему Вы не даете ему "платить" за свою жизнь самому...?

Объяснять в Вашем случае можно только так, чтобы он понял и принял - это его жизнь.

И кормите Вы его только потому, что он - учится.

Это - его "работа" на сегодняшний день.

Если он не учится - то зарабатывает сам и живет сам - м.б. даже - отдельно, за свой счет.

(и шутить имеет право - за свой счет - хоть круглые сутки)

Другого пути нет...

Будете Вы "взрослой", Ваш сын станет - взрослеть.

Если захотите поработать с таким подходом к Вашим сложностям - пишите.

Г.Идрисов.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Марина! Похоже, у Вашего сына такая характерология и темперамент. А темперамент - это энергетическая составляющая личности человека. Если он активный и не может усидеть на месте, значит процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, здесь у него разбалансировка. Но вне зависимости от темперамента, свое поведение человек должен контролировать. Можно посоветовать Вам сходить к невропатологу, обследоваться. Если все нормально, тогда Вашему мальчику желательно пойти на подвижные виды спорта - плавание, бег, командные виды спорта, теннис, где бы он мог сбрасывать излишнюю энергию. И тогда он станет поспокойней. Если это не поможет, можете также обратиться к врачам- иглорефлексотерапевтам, это хорошо помогает в балансировке энергий в организме. Старайтесь его не ругать, а понять причину его такого поведения, также можно обратиться к психологу , возможно, за его таким поведением стоят психологические проблемы. Удачи Вам!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

В 17 лет подростки максимально отделяются от своих родителей. Много внимания уделяется размышлению о будущем, образовании, карьере. Некоторые в этом возрасте даже создают собственные семьи.

В этом возрасте резко повышается уровень половых гормонов, в связи с чем происходит перестройка организма. Не для кого не секрет, что гормональный фон очень влияет на эмоциональное состояние человека. Именно поэтому психология подростка в 17 лет характеризуется перепадами настроения, немотивированной агрессией, грубостью, несдержанностью, импульсивностью и неусидчивостью. С другой стороны все может обернуться тем, что ребенок замкнется в себе.

Подростковые комплексы

Психология подростка 17 лет отличается появлением большого количества комплексов. Проявляются они следующим образом:

  • непереносимость критики в отношении себя, особенно связанной с внешностью;
  • крайности суждения в отношении других людей;
  • показная независимость и противопоставление себя общепринятым нормам;
  • полярность психики, которая выражается в одновременном проявлении, например, нежности и черствости.

Не столь важно какой именно подростковый комплекс одолел вашего ребенка, ведь комплексы есть у всех. Важно сделать все возможное, чтобы помочь ребенку с ним справиться. Психология подростка 17 лет определяет следующие методы.

  1. Научите ребенка прежде всего обращать внимание и ценить внутренний мир окружающих людей. Таким образом он примет, что и его внешность не так важна, как внутреннее наполнение.
  2. Ненавязчиво акцентируйте внимание ребенка на том, что все творения природы прекрасны и пропорциональны.
  3. Так же совсем нелишним будет показать ребенку, что даже у признанных красавцев есть не привлекательные черты лица, но это совершенно им не мешает.

Для родителей важно понимать, что нужно только помогать советами своему ребенку, а ни в коем случае не принимать за него решение. Иначе вы рискуете испортить сложившиеся с ребенком отношения.

В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, и, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм относительность всех ценностей.

В 17 лет человек уже считается взрослым, что не может не давить на еще не освоившегося в мире ребенка. Наступает переломный момент для подростка - он оканчивает школу, и общество требует решить, пойдет он продолжать образование в университет или выберет работу. Появляются страх не справиться с возникшей нагрузкой, опасения перед новыми возможностями и возможными неудачами.

Центральной деятельностью возраста 17 лет является социальное взаимодействие. Внимание девушек приковано к собственной внешности. Иногда недостатки приводят к скованности, нежелании появляться в обществе.

Физиология возраста

Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека.

Заканчивается формирование черепа. Складываются пропорции головы взрослого человека. В этот период в основном заканчивается рост и формирование организма девушек. Все основные размерные признаки тела достигают практически окончательной величины. Завершается окостенение трубчатых костей у девушек.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (15-19 лет) составляет 11088 тысяч человек. Из них молодых людей - 5651 тыс. человек, девушек- 5437 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2001 или 2002

2001 — 15 января. Произошел официальный запуск английского сайта Wikipedia – ресурса, который сегодня стал помощником в быстром получении энциклопедических данных в любых сферах жизни.

11 сентября. Совершен крупнейший в мировой истории террористический акт в США. В результате был поврежден Пентагон, уничтожен Торговый Центр, а человеческие потери составили около трех тысяч человек.

2002 — 1 января. В Европейском союзе ввели монеты и банкноты евро, которые стали единой валюты для большинства стран ЕС и сыграли немаловажную роль в стабилизации глобальной европейской экономики.

Октябрь. Через 50 лет началось восстановление железной дороги между Северной и Южной Кореей.

23 октября. В Москве, Россия, чеченские террористы захватили заложников в театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке. Спустя 3 дня, 26 октября, при штурме спецназом были убиты все террористы. Один из заложников погиб от пулевого ранения, остальные 116 человек умерли от воздействия использованного при штурме газа.

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.

1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.