Легко ли быть подростком план выступления. Легко ли быть современным подростком? Легко ли быть молодым в XXI веке

В переходном возрасте сложно найти себя в обществе, когда тебя уже не воспринимают как ребенка, но не предоставляют привилегий взрослого. Общество ожидает от подростка ответственных поступков, ему уже не прощают тех шалостей, которые позволительны маленьким детям.

Подросток и его возрастные особенности

Подростками принято считать детей возрастом от 11 до 16 (в некоторых странах 19) лет. Подростковый возраст называют переходным, потому что в эти годы происходит переход от детства ко взрослой жизни. От подростка ожидают взрослых поступков, но он еще не привык брать на себя ответственность, не вышел из-под опеки родителей, не имеет серьезных постоянных обязанностей. При этом подросток чувствует себя взрослым, начинает показывать родителям свой характер.

К возрастным особенностям подростка относятся:

  1. Стремление к самоутверждению. В этом возрасте ребенок стремится выделиться из общества, проявить себя как личность. В идеальном варианте он будет стараться добиться высоких результатов в учебе, творческой деятельности, спорте. Альтернативными способами самоутверждения могут стать агрессия, курение, поступки нарушающие покой в обществе. Подростки еще не осознают, что такая деятельность не престижна, что этим путем нельзя стать неординарной самостоятельной личностью;
  2. Интенсивный рост и развитие организма. С 11-13 лет организм ребенка перестраивается, начинает ускоренно расти. Но тело развивается неравномерно, иногда первыми увеличиваются в размерах голова, руки, ноги, растущий подросток выглядит непропорционально. У многих из-за этого формируется комплекс неполноценности, самооценка падает, ребенок считает себя некрасивым. Важно понимать, что это временное явление и вскоре все изменится, нужно запастись терпением, принять «нового себя»;
  3. Частая смена настроения. Вместе с телом перестраивается психика, это вызывает раздражение, грусть, апатию, которые могут резко сменяться перевозбуждением, смехом, счастьем. Перепады эмоций подростка не понимают окружающие, на самом деле они вызваны неустойчивостью нервной системы;
  4. Обидчивость. В эти годы у детей происходит формирование представлений о себе на основе мнения окружающих. Поэтому критика, неудачная шутка, негативная оценка внешности или характера подростка вызывает сильную обиду, принимается близко к сердцу.

Из-за возрастных особенностей подростков подростковый возраст также называют трудным, критическим, его необходимо преодолеть как последнюю ступеньку ко взрослой жизни.

Это интересно! Ученые выяснили, что подросткам трудно учиться. Их внутренние органы быстро растут, что может вызывать усталость, стресс, головокружение. В таком состоянии нужно чаще отдыхать, находиться на свежем воздухе, но и забывать про уроки не стоит.


()

Принятие себя и своей внешности, самооценка подростков

Дети 11-15 лет внимательно следят за изменениями своей внешности, сравнивают свой внешний вид с окружающими сверстниками. Часто подростки бывают недовольны своей внешностью. Чтобы выглядеть привлекательно девочки повторяют манеру поведения любимых киногероинь, желают одеваться как модели с обложки журналов, делают себе модные прически. Мальчики мечтают стать выше ростом, меряются силой друг с другом, стремятся к победам в спортивных состязаниях.

Но в этом возрасте рост и развитие организма у разных детей протекает неравномерно, одни созревают быстрее, другие существенно отстают в росте и развитии телосложения. Из-за этого подростку не нравится своя внешность, он старается избегать развлекательных школьных мероприятий, замыкается в себе.

Важно! В переходном возрасте внешняя привлекательность является главной ценностью. Красивые одноклассники кажутся намного умнее, интереснее, притягательнее для общения. Подростки оценивают окружающих в первую очередь по внешнему облику, еще не понимая, что внутренние качества личности намного важнее «красивой картинки».


()

Поэтому, проблемы с внешностью у подростков представляются им самыми главными, учеба их интересует намного меньше. Если ребенок в этом возрасте не научится принимать себя и особенности своего тела, он рискует сохранить подростковые комплексы на всю оставшуюся жизнь. Потом люди удивляются, почему красивая успешная женщина стеснительна, не уверена в себе, оказывается все идет родом из подросткового возраста.

В переходном возрасте на основе восприятия окружающими внешности, формируется самооценка подростка. Психологи советуют не беспокоиться по поводу негативной оценки собственной внешности окружающими, а превращать все в шутку, не воспринимать критику всерьез.

Пример. Однажды Машу и Таню несколько одноклассников назвали малявками, решив подшутить над низким ростом обеих подруг. Маша очень расстроилась, из-за таких обидных шуток, расплакалась и убежала из класса. Это только раздразнило мальчишек, и они еще долго называли ее этим прозвищем. Таня в ответ на оскорбление посмеялась над ребятами, сказав, что хоть она и маленькая, но умнее в три раза больших и глупых сверстников. Больше к Тане с насмешками никто не приставал, так как она не обиделась, восприняла все с юмором.

Подготовка к трудовой деятельности

В возрасте 12-15 лет встает вопрос, как определиться с выбором профессии подростку. Родители понимают, что главная задача переходного возраста - правильный выбор профессии для их детей, чтобы они смогли в будущем найти высокооплачиваемую работу по душе. Но девочкам и мальчикам бывает трудно понять, чем они хотят заниматься в жизни.


()

Чтобы помочь подростку определиться с выбором профессии, разработаны специальные тесты на профориентацию (склонность к той или иной работе).Такой тест обычно проводит школьный психолог с учениками 8-9 класса. Он пытается выявить наклонности, интересы, таланты ученика, чтобы оказать ему помощь в выборе будущей профессии.

Задумываться о выборе профессии стоит уже с 6-7 класса, чтобы развивать таланты и способности, которые могут пригодиться в будущем. Ребенку необходимо узнать как можно больше о трудовой деятельности людей разных профессий, понять каким трудом он бы предпочел заниматься.

В современное время распространенными психологическими проблемами подросткового возраста стали: апатия , депрессия , неконтролируемая агрессия. Это серьезные проблемы, при появлении которых ребенку нужно обратиться за помощью к школьному психологу, родителям.

Принятие ответственности за свою жизнь

Подросток должен понять, что в переходном возрасте настало время нести ответственность за свои поступки. За небольшие проступки, такие как нарушение дисциплины, последуют устные предупреждения, наказание со стороны родителей. Серьезнее будут последствия при противозаконном поведении (поведении, запрещенном законом).

С 14 лет наступает уголовная ответственность подростков за некоторые виды преступлений. К ним относят убийство, грабеж, похищение человека, хищение оружия. Это суровая мера по отношению к подросткам, она была введена, чтобы предотвратить преступления против жизни и здоровья человека, защитить безопасность и порядок в обществе. Уголовная ответственность подростка наступает независимо от того, знал он о существовании закона или нет.


()

Дети, достигшие 14 лет должны понимать, что проступок невольно может стать преступлением:

  • Петя и Миша потешались, скидывали с крыши кирпичи и наблюдали, как они разбиваются с 8 этажа об асфальт. Но внезапно за угол завернул прохожий и прошел как раз под крышей 8-этажки. Хорошо, что ему удалось вовремя увернуться, иначе ребята попали бы случайно ему кирпичом в голову;
  • Вася разозлился на своего одноклассника, когда они сидели на уроках труда. Он замахнулся молотком над головой Пети, если бы тот не успел вовремя отскочить, произошла бы беда. Вася очень испугался и пожалел о своем поступке, который мог закончиться печально.

Самовоспитание

Взрослея, ребенок понимает, от каких черт характера и вредных привычек он бы хотел отказаться, какие качества личности он хочет развить, приумножить. С этого начинается путь самовоспитания. В процессе самовоспитания подросток может развить в себе целеустремленность, трудолюбие, уверенность в своих силах. В целом, самовоспитание - это желание и способность взять на себя ответственность за собственную судьбу. Оно включает в себя следующие принципы:

  • Планирование собственного времени;
  • Сдержанность, умение управлять своими эмоциями;
  • Стремление доводить все дела до конца;
  • Самоконтроль.


()

Словарь

1. Социологи - ученые, занимающиеся изучением общества на основе данных статистики, социальных опросов.

2. Апатия - безучастное отношение к окружающему миру, безразличие.

3. Депрессия - продолжительное подавленное состояние психики.

Это не легко по ряду причин. В первом ряду стоят причины анатомии и физиологии. В пубертатный период ребенок начинает активно расти. Не все органы поспевают друг за другом. Вот например очень частый случай - сердце вырастает и становится мощнее раньше, чем сосуды. Отсюда последствие - юношеская гипертония. Начинают просыпаться гормоны, которые раньше не давали о себе знать, и не беспокоимли. Ребенок еще не в состоянии понять что с ним происходит. Он в это время слишком активен, отдыхает мало. Все это соответствующим образом сказывается на психике. Он становится капризным, раздражительным. Начинает пытаться выделять себя в обществе. Часто можно услышать фразу вы ограничиваете мои права:) Ему хочется иметь собствееный вес в обществе. Вобщем причин достаточно, чтобы в этом возрасте была оказана особая поддержка со стороны родителей.

Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Дело в том, душа ребенка в этом возрасте полна социально-психологических конфликтов. Вокруг царит общее депрессивное настроение, когда взрослые постоянно рассуждают о том, что жить, в общем-то, трудно, и нет никакого смысла, все вокруг плохо, и мир катится в тупик. К этому добавляется аналогичная информация из телепрограмм и Интернета. Везде пестрят криминальные новости, скандальные истории.
С постоянной периодичностью возникают программы, подтверждающие, что конец света уже близок, и не сегодня так завтра мир потрясет новая глобальная катастрофа. Взрослые люди, выражая свои мысли о бесполезности жизни, тем не менее, поговорив, возвращаются к своим обычным заботам. А дети под впечатлением всего увиденного и услышанного, совершает самоубийство. Ведь жить действительно, незачем!
Детская депрессия переживается очень тяжело. И нередко, именно родители виноваты в ее возникновении. Возможно, они поставили цель – вырастить гения, успешного и благополучного во всех отношениях. Ребенка, конечно, никто не спросил, хочет ли он, а главное – может ли он соответствовать требованиям мамы и папы? В такой ситуации, что бы ребенок ни делал, родителям всегда мало. Малейшая ошибка ребенка воспринимается ими как истинная жизненная трагедия. Но, эти люди еще не знают, что такое настоящая трагедия!
А подросток понимает, что он не достаточно хорош и умен в глазах своих родителей. И как ему жить на этом свете, такому никчемному? Особенно сложная ситуация наблюдается, когда в семье несколько детей, имеющих разные способности к обучению. В этом случае, кто-то является любимчиком, которого постоянно ставят в пример, а «вечный двоечник» всегда на заднем плане в своей семье. Конечно, психологический конфликт практически неизбежен

Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Дело в том, душа ребенка в этом возрасте полна социально-психологических конфликтов. Вокруг царит общее депрессивное настроение, когда взрослые постоянно рассуждают о том, что жить, в общем-то, трудно, и нет никакого смысла, все вокруг плохо, и мир катится в тупик. К этому добавляется аналогичная информация из телепрограмм и Интернета. Везде пестрят криминальные новости, скандальные истории.

С постоянной периодичностью возникают программы, подтверждающие, что конец света уже близок, и не сегодня так завтра мир потрясет новая глобальная катастрофа. Взрослые люди, выражая свои мысли о бесполезности жизни, тем не менее, поговорив, возвращаются к своим обычным заботам. А дети под впечатлением всего увиденного и услышанного, совершает самоубийство. Ведь жить действительно, незачем!

Детская депрессия переживается очень тяжело. И нередко, именно родители виноваты в ее возникновении. Возможно, они поставили цель – вырастить гения, успешного и благополучного во всех отношениях. Ребенка, конечно, никто не спросил, хочет ли он, а главное – может ли он соответствовать требованиям мамы и папы? В такой ситуации, что бы ребенок ни делал, родителям всегда мало. Малейшая ошибка ребенка воспринимается ими как истинная жизненная трагедия. Но, эти люди еще не знают, что такое настоящая трагедия!

А подросток понимает, что он не достаточно хорош и умен в глазах своих родителей. И как ему жить на этом свете, такому никчемному? Особенно сложная ситуация наблюдается, когда в семье несколько детей, имеющих разные способности к обучению. В этом случае, кто-то является любимчиком, которого постоянно ставят в пример, а «вечный двоечник» всегда на заднем плане в своей семье. Конечно, психологический конфликт практически неизбежен.

Влияет ли религия на детский суицид?

В жизни современных людей значительное место занимает религия. И, казалось бы, именно она должна помочь предотвратить самоубийства среди детей. Но в некоторых случаях, как раз является косвенной причиной. Дело в том, что многие родители абсолютно неправильно доносят до своих детей религиозную информацию. Или рассказывают слишком много для определенного возраста, или плюс к этому в виде воспитательных мер практикуют телесное наказание.

Очень часто можно наблюдать, что в религиозной семье, независимо от того, христианская это семья, или мусульманская, дети могут получать лишь информацию, имеющую отношение к религии. Притом ребенку запрещено смотреть даже телепередачи для детей, программы мультфильмов. Запрещено читать книги, которые бесполезны, и не нужно посещать школу, потому что там все «фальшивое». Излишне религиозные родители постоянно внушают, что жизнь на земле – это . Настоящая жизнь предстоит в загробном мире.

Неустойчивая детская психика такова, что разум ребенка начинает протестовать против жизни в обычном ее проявлении. И он может захотеть отправиться в загробную жизнь, потому что уверен, что там намного лучше. Следует помнить, что любая религия должна быть преподана ребенку правильно, и ни в коем случае недопустимо делать перегибы в ту или иную сторону, так как подобное восприятие значительно осложняет детскую жизнь.

В реальности, религия должна помогать ребенку учиться правильно жить в чрезвычайно сложном мире, чтобы не терялась духовная часть существования любого человека. Таким образом, он всегда сможет правильно оценивать любые жизненные ситуации, преодолевать трудности, и легко идти по жизни, помогая другим людям выбрать правильный путь.

Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся

«Эксельсиор»-2007

Секция ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ?

МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

МОУ «УСОШ №1 им. »

Чебоксары, 2007

Введение ………………………………………………………………………… ………. 3

1.Границы подросткового возраста…………………………………………………… 4

2.Изменения подросткового возраста …………………………………………………... 4

1) физиологические изменения ……………………………………………………… . 4

2) психологические изменения ……………………………………………………… 5

3) мировоззренческие изменения ………………………………………………………5

4) двойственность поведения……………………………………………………………5

3. «Трудности жизни» …………………………………………………………………….6

4.Жизненные задачи……………………………………………………………………….6

5. «Легко ли быть подростком?»………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………………………. 10

Приложение1. Сравнительные данные опроса.

Приложение2. Сравнительные данные по учащимся школы

Приложение3. Сравнительные данные по педагогам и родителям.

Приложение 4.Презентация «Легко ли быть подростком?»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.

Сфера обществознания очень обширна и интересна; в ней содержится много не разрешенных вопросов, загадочных и необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста?

В 7 классе на уроках обществознания мы изучаем личность подростка, проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться. Я сам подросток и мне интересно, что с нами происходит и почему. Думаю, любопытно будет это и моим сверстникам.

Подростки – народ непонятный и взрослым и детям. Легко ли быть подростком? На этот вопрос по-разному отвечают и сами подростки, и взрослые. Мне захотелось разобраться, почему столь противоречивы точки зрения моих сверстников, родителей и учителей.

Цель исследования : исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер этого периода, его решающее влияние на развитие человека, его последующую жизнь.

Задачи исследования :

Рассмотреть главные особенности этого периода,

Провести анкетирование самих подростков и старшеклассников, блиц-опрос педагогов школы, родителей учащихся нашего класса, сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.

Объект исследования: подростки

Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между особенностями подросткового возраста и отношением подростка к себе, и его отношениями с взрослыми и сверстниками.

Выборка испытуемых :

· учащиеся 12-15 лет (7-9 классы),16-17 лет (10-11 классы),

· учителя школы,

· родители моих одноклассников, учащихся 7-г класса

Метод исследования :

· анонимное анкетирование учащихся,

· блиц-опрос родителей и педагогов.

Обзор литературы. Существует обширная литература по проблемам подросткового возраста. Я в основном использовал доступную популярную литературу.

Большим подспорьем для меня стала книга из цикла «Мир детства: Подросток» под редакцией. В нем рассматриваются многие проблемы подросткового возраста, эта книга помогла мне понять возрастные особенности подростка.

Настольной книгой стал учебник обществознания для 7 класса, . В учебнике рассказывается о мире человеческих отношений, личности подростка, рассказывается о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться подростку.

1.Границы подросткового возраста.

Для начала я решил установить: какой же возраст считается подростковым?

Оказалось, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Одни ограничивают его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а у других этот период охватывает 12-17 лет, третьи считают, что этот возраст 11-15 лет. В нашем учебнике обществознания границы подросткового возраста устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами.

Физиологические границы возраста - возраст от 10 до 15 лет.

Юридические границы возраста : малолетние – до 14 лет, от 14 до 18 – несовершеннолетние.

Подростковый возраст считают переходным периодом : подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым.

2.Изменения подросткового возраста.

Я узнал, что особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Подросток меняется постоянно – и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.

Мне захотелось подробнее разобраться, какие же изменения происходят в этом возрасте?

1) физиологические изменения.

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме, начинается процесс полового созревания . Происходит перестройка организма, у девочек она протекает в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков – 13-15 лет.

Увеличиваются рост и вес , причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела . Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса . А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения.

К чему приводят эти изменения?

Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме.

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Подростки остро переживают все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Психологи говорят, что для многих подростков характерно хроническое состояние неудовлетворенности своим внешним обликом.

2) психологические изменения.

Физиологические особенности развития приводят к нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Он становится возбудимым, раздражительным, вспыльчивым.

Психологи считают, что для него характерен подростковый эгоцентризм . Он как бы прикован к себе, занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая – и наверняка желая унизить и поставить на место. Его эгоцентрическое самосознание порождает особое поведение - чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое.

Растет интерес к представителям другого пола . Информация сексуального характера становится значимой, важной.

Другая особенность подростка – личностная нестабильность . Подросток - натура противоречивая: в одном случае он защищает, помогает, проявляет внимание, а в другом – эгоистичен, обижает, не замечает необходимости проявить заботу и т. п. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. С одной стороны, он с энтузиазмом включается в жизнь общества, а с другой - он стремиться к одиночеству. Он колеблется между подчинением избранному им лидеру и бунтом против любой и всяческой власти. Иногда он трудится с энтузиазмом, проявляет бурную активность, а иногда, медлителен и апатичен.

В этом возрасте появляется уверенность в себе, желание самостоятельности и признания. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в выборе друзей, распределении времени, в деятельности. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

3) мировоззренческие изменения.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих.

В это время происходит формирование самосознания, самооценки, возникает потребность в самовоспитании, интерес к своему внутреннему миру. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало.

У подростков в этот период формируются убеждения , они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, появляется параллельная система ценностей и взглядов на мир.

Ученые считают, что становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связно с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

4) двойственность поведения.

Подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Отсюда и двойственность его поведения. Некоторые детские формы поведения - уже неприемлемы. В то же время взрослые формы - ещё не разрешены или разрешены, но не знакомы ему. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.

Взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Чувство взрослости у подростка определяет его переориентацию с детских норм и ценностей, моделей поведения на взрослые.

Требования к подростку предъявляются как к взрослому (ты уже большой!), а претензии на новые права воспринимаются отрицательно (мал еще рассуждать, хотеть, желать…), т. е. подросток продолжает оставаться неравноправным по сравнению с взрослыми. Это приводит к проявлению конфликтного поведения, недисциплинированности.

Подросток чувствует себя более взрослым и самостоятельным и требует признания этого. Он обижается и негодует, когда с ним обращаются, как с «маленьким», опекают, контролируют, требуют, навязывают свои мнения, вкусы, не считаются с его желаниями.

2. «Трудности жизни».

А сколько неразрешимых проблем накапливается в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи. Родители требуют, чтобы «был взрослым» и одновременно, чтобы «прекратил изображать из себя умника». Взрослые относятся не как к маленькому ребенку, но и не как взрослому, а как к чему-то посередке.

3.Жизненные задачи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Их так и зовут – жизненные задачи. Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образования» он выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными.

1.Принятие свое внешности и умение эффективно владеть телом.

2.Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

3.Принятие мужской или женской роли.

4.Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и общество.

8.Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда не уйти. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это мы привыкли делать, пиши пропало. Не выполнил 8 задач, считай, что не успел на поезд под названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьёзных отношений, если повзрослевшие друзья держат тебя за малолетнего? Все задачи жизни надо решать в своё время. Таково неписаное правило общественной жизни.

4. «Легко ли быть подростком?»

Рассмотрев теоретические вопросы, касающиеся подросткового возраста, я решил провести в школе исследование по интересующей меня проблеме. Для начала я решил узнать мнение самих подростков, провел среди учащихся 12-15 лет (7-9 классы) анкетирование «Легко ли быть подростком? Почему?». Потом мне захотелось выяснить, что думают по этому поводу старшеклассники (10-11 классы), и провел и среди них это же анкетирование. Позже провел аналогичный блиц-опрос педагогов школы, родителей учащихся нашего класса.

Всего было опрошено :

1. Учащихся: 427,

2. Родителей: 22,

3. Учителей: 50.

Получены данные:

«Нет, не легко» считают 76% учителей,

57,8 % учащихся 7-9 классов,

53,8% учащихся 10-11 классов,

31,8% родителей,

45,45% мальчиков,

58,14 % девочек.

«Да, легко» считают 24 % учителей,

68,2% родителей,

31,7% учащихся 7-9 классов,

25,2% учащихся 10-11 классов,

40,11% мальчиков,

19,67% девочек.

«Да и нет» считают 16,5% учащихся 7-9 классов,

21% учащихся 10-11 классов,

14,44% мальчиков,

22,19%девочек.

Обоснования точек зрения .

«Да».

Девочки 7-9 классы.

Нет проблем, есть время погулять.

Обеспечивают родители.

Мало ответственности.

Родители думают, что мы ещё маленькие.

Хочу быть взрослой, самостоятельной, красивой.

Мальчики 7-9 классы.

Нет проблем, забот.

Чувствуешь себя взрослее.

Вся жизнь ещё впереди.

Много возможностей.

Мало ответственности.

Девушки 10-11 классов .

Серьёзные проблемы помогают решать родители.

Не нужно беспокоиться за бытовые проблемы.

Взрослым тяжелее, чем нам.

Юноши 10-11 классов.

Меньше ответственности перед законом.

Становишься самостоятельным.

У подростков всего одна забота – учиться.

Есть все условия жить и учиться – заботятся родители.

Учителя

Все за подростка решают взрослые.

Мне было легко.

Самая хорошая школьная пора.

Родители

Нет взрослых проблем.

Подросток хорошо обеспечен.

Только одна цель – учеба.

«Нет».

Девочки 7-9 классы

Большая ответственность.

Ссоры с друзьями, родителями.

Чем старше, тем труднее.

Возлагается больше обязанностей.

Меняется характер, недовольство внешностью.

Трудно найти друга.

Часто бывают депрессии.

Мальчики 7-9 классы

Становишься более ответственным.

Множество противоречий.

Не понимают родители.

Девочкам сложнее.

Нужно сделать выбор своей дальнейшей деятельности.

Частое непонимание со стороны взрослых.

Девушки 10-11 классов .

Возникают проблемы, которые приходится решать самостоятельно.

Множество проблем.

Подросток стоит перед выбором, что можно, что нельзя.

Формируется характер, нужно поставить себя в обществе.

Приходится принимать важные решения.

Юноши 10-11 классов.

Частое непонимание и ссоры с родителями.

Все зависит от тебя.

Много запретов и ограничений.

Подросток непременно хочет выразить своё мнение.

В этом возрасте всё хочется попробовать.

Многое стало раздражать.

Учителя

Много проблем, соблазнов.

Не совпадает «хочу» с взрослым «надо».

Сталкивается с взрослыми проблемами.

Происходят физиологические изменения.

Не может быть самим собой, давит окружение.

Зависит от круга общения.

Родители

Не уверен в себе.

Считает себя взрослым, но это ещё не так.

Ожидания подростка ещё не оправдываются, возникают конфликты.

Возникновение новых проблем.

Переход из одного возраста в другой.

Выводы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1) подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, это время перехода от детства к взрослости,

2) изменения, которые происходят в это время, влияют на его мировоззрение, поведение, отношение к самому себе, другим людям, к жизни,

3) оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?»,

4) подростком быть не легко, так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.

Заключение.

Подростковый возраст называют переходным от детства к взрослой жизни. В этом возрасте меняется внешний облик и поведение человека. Ему приходится пересматривать своё отношение, принимать самостоятельно решения, вырабатывать мировоззрение, идеалы. Подросток не всегда хорошо понимает, что с ним происходит. Настроение часто меняется, обиды переживаются тяжелее, замечания родителей и учителей раздражают.

Перемены эти характеризуются следующими моментами:

Повышенным вниманием к себе, переживаниями за физическое развитие, резкой сменой настроения, возникновением конфликтов с родителями, учителями, сверстниками, друзьями, появлением желания казаться старше своих лет,

5. стремлением выделиться среди сверстников.

Поэтому подростком быть не легко. Ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. В детстве его поведение контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. И оттого, как подростки решают свои проблемы, как у них складываются отношения со сверстниками, родителями, педагогами, зависит их оценка проблемы «Легко ли быть подростком?».

Это подтверждают и итоги исследования, проведенные в школе. Так считают 76% учителей, 57% учащихся 7-9 классов, 53% учащихся 10-11 классов, 34% родителей. Учителя непосредственно работают с подростками, поэтому знают, как им трудно. Учащиеся старших классов, хотя и не далеко ушли от подросткового возраста, помнят своё прежнее состояние. Подростки сами испытывают эти трудности. Родители, у которых проблемы со своими детьми, тоже считают этот возраст трудным.

Таким образом, подводя итог работы нужно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности. Я считаю, что мне необходимо продолжить исследование данной проблемы, потому что важно применение этих знаний в реальной жизни, как для меня, так и для моих сверстников. Данные результатов этого исследования можно использовать на уроках обществознания, на родительских собраниях и педагогических советах. Несмотря на значительные научные достижения, наличие огромной литературы по подростковой проблеме, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании этого периода.

Список литературы .

1.Мир детства: Подросток / Под ред. . – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989.

2., Певцова: Учебник для 7 класса. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

3., Буров -подростку. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина. – 1991.

Введение

Моя тема "Легко ли быть молодым в ХХI веке? Молодежная тема в российской прессе". Почему мой выбор пал на нее? По нескольким причинам… Но я, сразу увидев эту тему, решила остановиться именно на ней. Первая причина - я сама молодая и живу в XXI веке, так что могу спокойно рассуждать на эту тему, так как живу в точно таком же мире, что и вся остальная молодежь, в мире - суровом и прекрасном, беспечном и серьезном, в мире различных предрассудков, невысказанных идей и неоткрытых талантов, в мире жестокости и беззакония, в этом красивом мире жестокой правды, где живем мы, будущее нашей страны. Но об этом в следующей главе. Вторая причина - я уже сталкивалась с этой темой в жизни, в журналистике в целом. В своем родном городе Усть-Илимске я писала статьи и публиковалась в местной газете. Темой моих статей было "Протест молодежи современному обществу". Там я приводила факты из своей жизни и жизни молодежи в целом, проводила исследования мнений молодежи на различные темы, касающиеся их самих и мира, в котором они живут. Молодежь высказывала свое мнение на различные проблемы и предлагала пути их решения. Я, вместе с молодежью, как бы "протестовала" против того мира, в котором мы существуем, именно существуем, а не живем. Почему? Да потому что в нашем мире царствует беспредел, и мы выживаем, а разве жизнь с выживанием, это не существование? Мы протестовали против людей, окружающих нас, против общества, в котором мы находимся, мы хотели улучшить положение молодежи хотя бы в нашем городе. В то же время, мы восхищались этим миром, ведь он не так плох, как кажется. Но об этом в следующей главе. Итак… Цель данной работы: Ответить на вопрос "Легко ли быть молодым в XXI веке?", исследовать нашу молодежь в целом, выявить интересы молодежи в молодежной прессе в России.

Легко ли быть молодым в XXI веке?

Над этим вопросом обычно задумываются люди более старшего возраста, прошлое поколение молодых, так как они не понимают нынешнюю молодежь. Я попробую в этом разобраться и объяснить, какие мы на самом деле, и каков мир вокруг нас.

Понятие "молодость" определяется как временной период жизни человека, заканчивающийся в возрасте 27 лет. Но молодость - это и состояние души, и самоощущение, можно и в 18 лет обладать чертами, присущими взрослому человеку, например, твердостью мысли, рациональностью мышления, душевной силой и спокойствием, или в 45 оставаться наивным, мечтательным, задорным ребенком.

На вопрос, легко ли быть молодым, отвечу сразу, "нет не легко". На это есть много причин: вечный конфликт отцов и детей, внутреннее противоречие, непонимание со стороны ровесников, сложные поиски своего места в жизни, своей будущей самореализации.

Молодому человеку не всегда просто найти общий язык с родителями, причины этого: непонимание обеих сторон, агрессивность, несовместимость интересов, отсутствие точек соприкосновения.

Для того времени, для человека советского периода показателем успеха чаще всего было общественное признание и высокая степень честности, активное участие в общественных мероприятиях, делах, ответственность и так далее. Но в наши дни показателем высокого уровня достижений стали моральные ценности: дорогая одежда от известного бренда, хорошая машина, высокооплачиваемая работа, квартира центре города, постоянное посещение дорогих развлекательных заведений. В связи с такими переменами в развитии общественного сознания происходит формирование нового типа личности - Человек потребляющий.

Современные молодой человек потребляет буквально все: музыку, литературу, живопись, телевиденье, окружение, происходящее вокруг, время. Потребляет, не перерабатывая, а принимает таким, какое оно есть, принимает в свою жизнь, независимо от того, плохое это или хорошее, вредное или безопасное, доброе или злое.

Молодому человеку не понять такую жизненную философию, а точнее, ее отсутствие.

Не каждый подросток должен совершать то, чего когда-то добились его родители. Не все должны учиться в университетах, не всем стоит идти в экономисты или юристы, не все должны выглядеть как "нормальные люди".

Молодой человек - белый лист бумаги, и он должен собрать собственное Я, установить свой личностный стержень. И чем он себя сделает, только его дело, только от него зависит, кем он будет в будущем и каким человеком станет.

Молодежи XXI века приходится гораздо сложнее, нежели советским пионерам. Молодым людям сложно выживать в мире, отрекшимся от духовных ценностей и сокральности жизненных ориентиров.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что вся молодежь живет в обществе риска. Она стоит на перепутье: с одной стороны, традиционно общество признавало главными ценностями семью, религию, дружбу, любовь, работу, здоровый стиль жизни. С другой, прогресс дал телевидение с массированной рекламой, Интернет, возможность международного молодежного обмена, развитие общественных инициатив.

Однако в силу не сложившихся взглядов, в отсутствие системы воспитания, а также в желании молодых людей попробовать в жизни все и склонности к экспериментированию, молодежь порой слепо подражает увиденному и услышанному.

Положение молодежи в России в целом, не особо хорошее: бедность или нищета, разлад в родительской семье; неравенство в получении образования (ввиду ее платной основы) и трудоустройства в дальнейшем; отсутствие нравственных устоев и ориентиров в обществе.

Число социальных сирот на сегодняшний день в 2 раза выше, чем в послевоенные годы. На улицах городов и поселков ходят нищие и беспризорные дети, подростки-проститутки и малолетние преступники. Торговля наркотиками, попрошайничество, разгул насилия и жестокости стали повседневным окружением жизни молодежи нашего времени. В средствах массовой информации, в рекламе неконтролируемо пропагандируются символы нездоровья - табачной и алкогольной продукции, проституции, ранней сексуальной активности.

Вместе с этим и пошло глобальное изменение в обществе, что влечет за собой изменения, в первую очередь, в культурной и социальной сферах.

Наше поколение особое. Мы родились в XX веке, а жить и работать будем в XXI веке. Не каждому поколению суждено соединить собой два тысячелетия. Отрочество и юность - самый прекрасный и вместе с тем самый сложный период жизни человека. В этом возрасте с молодым человеком происходит все: трезвый ум и буря страстей, первая любовь и первая ненависть, первые победы и первые поражения, взлеты и падения, счастье и горе.

Молодых людей окружает много интересного и необыкновенного, загадочного и нового, чего нам бы так хотелось узнать и попробовать. Хочется все постичь, обо всем узнать! Мы еще молодые, но позади у нас уже много чего осталось: радости, огорчения, сложные отношения с друзьями и родителями, постоянный конфликт с этим, для нас уже понятным, миром. Изменилось восприятие самого себя. Мы вливаемся в него, погружаемся с головой, уходим в глубину страстей и переживаний, из которой нам так не хочется уходить.

Нам нужны ответы на все вопросы, которые возникают у нас в голове. И нужны сейчас, немедленно.

Наши родители были молодыми пару десятков лет назад. Тогда, действительно, все было иначе. Комсомольский билет, интересы коллектива превыше собственных, мальчики налево - девочки направо, в 9 часов - спать. Прелестей того времени не перечесть. Но это их молодость, сейчас идет наша.

Их молодость всегда будет самой лучшей для них, потому, что сама эта пора молодости прекрасна. Родители нам постоянно рассказывают, как все было: обед за 1 руб., дискотеки под открытом небом, каток перед домом, доброе кино в кинотеатрах, а самое главное... никаких наркотиков, разврата и бандитизма. Не то, что в наше время. "Отцы и дети" - конфликт двух поколений. А на самом деле разврат и алкоголизм были уже очень давно, даже когда наших родителей не было и в помине, а наркотики были особо популярны в 60-70-х гг.

Когда нашим родителям было столько же лет сколько и нам, их тоже не пускали в подозрительные заведения, но они ходили и знали, что нет ничего страшного. А к нам они относятся иначе, но ведь почти ничего не изменилось, только они выросли и нам уже по 18. Почему все изменилось, когда они стали родителями? Почему они так уверены, что наше поколение хуже их самих?

И вот, пришел 21 век. Ужасный для них и прекрасный для нас. Наступила пора нашей молодости. Нам придется жить в это " страшное и криминальное" время. Кстати, их время было не менее страшным...

Наше поколение тоже хорошее. Век новых технологий, мобильных телефонов, Интернета и новой прогрессивной молодежи. Век новых современных людей, чья жизнь все время в движении. Почему-то, при фразе " Поколение 21 века" все начинают вспоминать только недостатки нынешней молодежи. Курение, алкоголизм, наркомания, воровство, разврат... Подростки творят беспредел на улицах, попадают на учет в милицию. Это невозможно оправдать. И разговаривать на эту тему можно до бесконечности, выискивая плюсы и минусы, разыскивая виноватых и ответственных за все это.

Хотя нашей молодежи живется трудно с самого детства.

Мы с самого начала учимся выживать. Выживать в этих условиях. В наше время молодежь преследует то, что называют зоновскими понятиями. И многие ими живут, ведь к молодым людям могут подойти на улице и навязать что-либо. А могут забрать телефон, деньги. И не каждый молодой человек пойдет в милицию, ведь в наше время это считается не очень хорошим делом, и многие станут называть этого человека "красным". Во- первых, это не очень приятно, во-вторых, тебя перестанут уважать, а в-третьих, среди молодежи это даже "стремно".

В наше время лучше иметь хороших знакомых, общающихся в блатных кругах, нежели "лохов", которые ничего не могут за себя сказать.

В школе молодым людям тоже приходиться не легко. Они умудряются совмещать учебу, творческую деятельность, спорт, развлечения. В наше время у молодежи есть большой выбор, чем заняться. Ведь не может же человек всегда учиться, когда вокруг столько интересного и неизведанного. И вот подросток на пути к окончанию школы. С большим трудом он преодолевал все и учился, потому что так надо. Надо ему самому, его родителям, учителям и обществу.

В наше время совсем не просто закончить школу. Сейчас ввели не обычные экзамены, а ЕГЭ. В первый год его введения нам это было в новинку. Мы не понимали, как можно проверить наши знания с помощью теста, тем более, если его проверяет компьютер. Кроме теста там еще были задания более общего плана.

Как не волноваться, когда ты пишешь ЕГЭ в чужой школе, с чужими учителями и незнакомыми ребятами, когда выключен телефон и на столе лежит только ручка, сумка оставлена на задней парте. В определенное время преподаватель вскрывает конверт, где лежат наши задания, именно для каждого, у всех различные и уже подписанные под твою фамилию. Также в определенное время мы берем в руки ручку и приступаем к заданиям. И на все нам дается нужное время, зафиксированное на часах по всей России.

И не дай Бог ты по случайности поставишь крестик ответа не в ту клетку, зачеркнешь написанное слово, твой бланк будут считать не действительным. И считай, ты пролетел, не поступишь в ВУЗ, не сдав ЕГЭ.

Допустим, ты сделал ЕГЭ без особых погрешностей. Остается самой страшное - ожидание результатов. И вот ты получил свои результаты - теперь, если набрал достаточно баллов, твоя дорога в ВУЗ, если нет - в ПТУ или армию. В ПТУ жизнь тоже не особо радостная. Вечный беспредел. Ну, а если попадешь в армию, держись, крепись и мужайся! Там парням приходится не сладко. Говорят пропала молодость, но не для всех это так - некоторые считают армию школой жизни, выживания, не мне судить.

Если ты решил таки поступить в ВУЗ, сначала необходимо выбрать специальность, которая подойдет именно тебе, и в будущем тебе будет нравиться работать по этой специальности. Это тоже не простой выбор, ведь от этого зависит твоя будущая жизнь. Потом идет выбор вуза, после подачи документов. Если ты собираешься поступать на коммерческую основу, тебе проще, достаточно набрать определенное количество баллов и заплатить деньги. Если на бюджетную, тебе будет сложнее. Так как в России много сирот и инвалидов, они поступают в первую очередь, вместе с медалистами. Но ты не инвалид, не сирота и не медалист. Все зависит от того, сколько баллов ты набрал. Баллов хватает и остались бюджетные места, то тебе повезло, нет - пролетаешь. И что тебе остается делать? Кто-то идет в колледж, кто-то в техникум, где достаточно мест. А кто-то не идет никуда, или идет работать. Им сложнее, чем тем, кто учится на "вышке". Сложнее пробиваться в жизни, сложнее находить решение проблем. И все из-за какого-то ЕГЭ!

Допустим, ты поступил в институт. Начинаются, как говорят, лучшие годы твоей жизни - студенческие годы. И тут молодого человека преследуют разные проблемы. Начинается все со знакомства с новым коллективом, ведь ты привык к людям, знакомым тебе с детства, с которыми отучился 11 лет. А тут новые лица, незнакомые люди. Начинается сложное приспособление к новым условиям. Я не буду описывать дни учебы, экзамены, так как, наверно, любой молодой человек знаком с ними или узнает это все в скором времени. Сдача диплома - сложный этап в жизни студента: он должен собрать весь свой опыт, все свои достижения, то, чего он добился на протяжении учебы.

Диплом защищен. Начинаются поиски работы. Молодых специалистов возьмут на работу не везде, ведь лучше иметь проверенные кадры, чем молодые и неопытные. И работодатели не задумываются над тем, что у молодых специалистов есть новые навыки, свежие идеи, другое мировоззрение, более подходящее для нынешнего мира, которые не присущи старым работникам.

В общем, пока мы молодые, нам приходится очень непросто.

И наша молодежь более агрессивна, она жестче все воспринимает, живет, как будто урывками, отдельными моментами, плавно перетекая из одного в другой. И нашей молодежи нужны друзья, нужно то окружение, которое подходит именно тебе.

В наше время субкультуры не только зарождаются, они уже превзошли себя.

Сейчас многие молодые люди группируются по интересам в музыкальном плане и стиле.

И они выделяются, они хотят быть чуточку иными, не похожими на других. Среди них панки, гопники, рэперы, хопперы, неформалы, готы, скинхеды, эмо, рокеры и так далее. Их очень много, всех не перечислишь. Они слушают музыку, присущую только им, одеваются так, как нужно в их стиле, чаще неординарно.

И лишь в наше время появляются эти необычные личности, способные на многое лишь бы отличаться от обычных людей: всегда и везде плакать, одеваться и краситься во все черное, ходить лысыми и в кожаной одежде, носить спущенные до колен штаны, жить по понятиям, одеваться в разноцветную одежду и носить длинные челки набок.

А взрослые их порой не понимают, не принимают всего этого.

Проблема не исчерпает себя, если мы обвиним во всем школу, воспитание родителей, дурное влияние телевизионных программ. Давайте посмотрим на современную молодежь иначе. Копнем глубже. Какая она молодежь? Давайте рассмотрим плюсы.

Именно она открывает все новые и новые центры, где лечат от наркозависимости. Именно она пропагандирует здоровый образ жизни и проводит массу мероприятий, посвященных спорту. А это значит, что и нас волнуют современные проблемы, и мы хотим принять участие в их решении.

Многие продолжают утверждать, что подростки перестали уделять внимание своей учебе и предпочитают ей улицу. А именно улица тянет за собой вереницу новых проблем. Нет и еще раз нет! Новое поколение - это поколение людей, заботящихся о своей карьере и о своем будущем. Наши подростки талантливы, ведь они участвуют в различных конкурсах, мероприятиях. Именно они пишут картины, стихи, с танцами и песнями выступают где-либо, они учатся создавать, творить, фантазировать и мыслить во благо продвижения культуры нашего мира.

В наших библиотеках по-прежнему выстраивается очередь за книгами, а подростки все чаще уже с первого курса начинают совмещать учебу с работой.

В городах все больше открывается интеллектуальных кафе, где собираются, чтобы почитать, поговорить о выставках, театрах, новых премьерах. Книги в кафе стоят на полках, и их можно почитать, пока пьешь кофе.

Даже в общественном транспорте, если приглядеться, можно заметить какая интеллектуальная у нас молодежь. У студентов и школьников в руках различные книги. Только наша молодежь способна читать и усваивать в транспорте абсолютно все: психологию и медицину, философию и литературу, высшую математику и физику…

В электричках студенты пишут рефераты, курсовые, домашние работы, переписывают конспекты. Самообразование идет везде и повсюду. Оно идет уже за стенами школ, институтов и университетов. Значит, есть желание учиться у молодежи. У нас много новых идей и неутолимая жажда жизни. Разве это можно променять на какие-то сомнительные удовольствия?

Что уж поделать, если нам пришлось жить в это время? Мы можем только постараться сделать его несколько лучше. Нужно просто поверить нам и дать чуточку свободы для совершения великого. И мы попытаемся сделать все, что в наших силах, попытаемся сделать мир лучше, изменить его, ведь мы ответственны за наше будущее, за будущее наших детей.

Проблемы молодежи - острые, наболевшие проблемы. Мы - ваше будущее, и пора относиться к нам - как к равным. Нам выводить страну из разрухи, строить дальнейшую жизнь. И не надо учить жизни (как это делают многие родители), надо лишь подсказывать, как правильней. Мы не глупые и сможем разобраться во всем сами.