Ребенок 6 лет упрямый. Упрямый ребенок

«Упрямство и капризы у детей 5-6 лет. Способы преодоления?»

Понятия капризы и упрямство очень похожи и чёткой границы провести между ними нельзя. Способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство – это психологическое состояние, отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство, как правило, проявляется:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому » стоит на своём».

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы — это действия, которые лишены разумного основания, т. е. » Я так хочу и всё! «. Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Капризы проявляются:

— в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

— в недовольстве, раздражительности, плаче.

— в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Помните, что:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Однако случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

3. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни.

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

7. Если ваш ребенок всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Как преодолеть упрямство и капризность?

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Педагог – психолог

отделения социального патронажа С.В. Пистер

Некоторые малыши не желают слушать родителей, настаивают на своем, кричат, плачут при несогласии мамы и папы с его точкой зрения. Такой феномен детского поведения называется упрямством. Чаще всего это проявляется с 2 до 7 лет. Именно в этот возрастной промежуток ребенок проверяет «границы дозволенного» и пытается «утвердить» собственное мнение. Что же делать? Как воспитывать маленького упрямца? Об этом вы сможете узнать в нашей статье.

Признаки детского упрямства

Существует несколько основных признаков, по которым можно определить, что ребенок упрямится. Сюда можно отнести:

  • постоянные споры, конфликтные ситуации, разногласия, даже по пустякам;
  • возможные проблемы в школе или детском саду со сверстниками или педагогами;
  • упрямство, которое перерастает в угрозу для жизни ребенка, например, когда малыш отказывается держать маму при переходе через дорогу.
возможно, упрямое поведение - это одна из особенностей взрослеющей личности

Что важно знать родителям?

Для того, чтобы понять принцип борьбы с детским упрямством, необходимо запомнить несколько фактов, которые, возможно, вам помогут. Итак, учтите следующее:

  • упрямство - это вполне нормальная стадия взросления и становления личности ребенка, поэтому не стоит воспринимать ее как болезнь или какое-то психическое отклонение, обычно такое поведение проходит само по себе после 7 лет;
  • кризисным можно считать следующий возраст: 1год, 3 года и 7 лет;
  • если признаки упрямства проявляются в более старшем возрасте, то не стоит переживать, ведь таким образом ребенок пытается «достучаться» до родителей, показав им, что он уже вполне взрослый и имеет свое собственное мнение;
  • после 3 лет дайте малышу больше поводов для проявления самостоятельности, например, дайте выбрать игру, в которою он хотел бы поиграть, лишний раз побегать, чем меньше чрезмерной опеки, тем лучше, ведь в большинстве случаев дети проявляют агрессию именно из-за этого;
  • для того, чтобы понять, насколько важно слушаться маму и папу, ребенку необходимо «насладиться» словом «нет» в адрес замечаний или каких-либо просьб.

Правила воспитания упрямого ребенка

Если ваш малыш постоянно упрямится, скандалит и не хочет слушаться, то к процессу его воспитания следует подойти с особым вниманием, а именно так, чтобы не нарушить психоэмоциональное состояние ребенка. Родители должны найти «тонкую грань», которая позволит им грамотно и педагогично общаться со своим чадом. Далее мы рассмотрим несколько основных правил и советов психологов, следуя которым, вы сможете наладить общение.

Запреты

Старайтесь ограничивать количество запрещенных действий, за исключением тех, которые являются потенциальной угрозой для жизни и здоровья ребенка.

Режим

Выработайте четкий режим дня, правила поведения в общественных местах, а также систему поощрения. Если малыш вел себя хорошо, слушался, то наградите его тем, о чем он давно мечтал, например, это может быть какая-то игрушка или вкусняшка.

Конфликт

Сделайте так, чтобы не доводить любой спор до скандала, учитесь находить подход к своему ребенку, слушайте его, постарайтесь принять его точку зрения, например, «Давай так, мы читаем сказку еще 10 минут, но потом ты ложишься спать». Компромиссы - это главное в воспитании.

Похвала

Не забывайте хвалить малыша, ведь таким образом вы вселяете в него уверенность в себе и своих силах. Чем чаще вы будете хвалить ребенка, тем быстрее он «пересмотрит» свое поведение.

Сравнение

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Например, «Петя лучше тебя рисует» или «Смотри, Саша уже все съел, а ты еще копаешься». Это неправильный педагогический метод. Наоборот, делайте малыша сильнее подбадривающими фразами: «Ты сможешь, я в тебя верю», «Как здорово ты придумал».

Право выбора

Предоставляйте ребенку право выбирать из чего-либо. Например, «Ты можешь скушать рис или макароны», «Мы пойдем с тобой гулять в парк или на набережную». Такой воспитательный подход очень важен для формирования собственного мнения, решительности и уверенности в себе.

Нарушение правил

Если были установлены какие-либо определенные правила, то идите до конца, не разрешая их нарушать. Объясните ребенку, почему он должен их выполнять, только делайте это плавно и осторожно, не давите. К примеру, если малыш не хочет убирать за собой игрушки, то поцелуйте его, обнимите, скажите, что вам не справиться в одиночку без помощи. Таким образом, малыш почувствует собственную значимость и начнет помогать.

Штрафные санкции

В некоторых отдельных случаях допускается применение так называемых «штрафных санкций», то есть, когда ребенок провинился или сильно упрямится. Только запомните, что категорически не рекомендуется применять физическую силу или насмехаться. Нужно действовать хитро при помощи предупреждений. К примеру, «Если ты не будешь спать днем, то вечером у тебя будет мало сил для игр, и мы не сможем пойти в парк».

Правильное поведение

Если все же между вами и ребенком возникла конфликтная ситуация, то ведите себя сдержанно, ни в коем случае не кричите. Ведь ребенок учится себя вести и контролировать свои эмоции, глядя на вас. Получается, что, если маме можно кричать, то и я могу это делать. Не упустите этот момент. Личный пример очень важен при воспитании.

«Не бывает плохих учеников, есть только плохие учителя» - это известная пословица, которая должна вам напомнить, что не ваш ребенок какой-то не такой или упрямый, а вы просто не нашли к нему подход или используете некорректные методы воспитания. Будьте внимательны к своим детям, ведь они наше будущее. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Будьте добры и строги в меру.

Одни из наиболее частых жалоб родителей - жалобы на детское упрямство. За этими жалобами стоит или прямо высказанный, или подразумеваемый вопрос: как быть с упрямцами, как их переделать? Вопрос прост и ясен, но вот столь же простого и однозначного ответа на него дать нельзя. Да и самое ожидание такого ответа, самое представление, что сведущим людям, педагогам и психологам, известны рецепты на все случаи жизни, а дело родителей лишь узнать и выполнять их - опасное заблуждение. Характерно, что именно родители, воспитанием своих детей занимающиеся - скажем осторожно - от случая к случаю, ждут и требуют советов как раз такого однозначного характера. В тех же семьях, где внимательны к поведению и душевному миру детей, взрослые не ждут однозначного ответа. Они на опыте уже убедились, что и у сходных детских недостатков могут быть разные корни, что успех в воспитании даёт только знание собственного ребёнка, что общие советы и рекомендации могут указать лишь направление поисков и действий, но отнюдь не их подробную программу.
Итак, упрямство. Прежде всего, нужно отличать его от капризов. Капризы - это проявление детской слабости, это достижение цели, удовлетворение желания с помощью «приёмов слабости»: слёз, нытья, жалоб и т. п. В этом смысле упрямство есть недостаток поведения прямо противоположный: достижение цели, удовлетворение желания с помощью «приёмов силы».

В чём же выражается детское упрямство?

В неповиновении, непослушании, неподчинении. Вы даёте сыну правильный совет, но он не желает следовать ему и всё делает по-своему. Вы просите дочку объяснить вам какой-то её поступок - в ответ молчание. И чем настойчивее вы просите, тем упорнее и молчание.
Нередко упрямцы сами очень хорошо понимают справедливость вашего требования или просьбы, вашего указания или приказания. Но это нисколько не меняет их поведения, не ослабляет их упрямства - в чём же дело? Почему ребёнок, заведомо чувствуя вашу правоту, не подчиняется, не следует вашим советам? Часто многим родителям такое поведение кажется бессмысленным, нелепым. Что же, «по здравому смыслу» это и действительно так…
Но ведь упрямство возникло у ребёнка не сразу, оно сформировалось постепенно и по каким-то причинам. Так вот, прежде всего и надо понять, что это за причины.
Одно из главных свойств любого ребёнка - стремление к самостоятельности. Уже наблюдая трёхлетнего малыша, можно достаточно отчётливо заметить, сколь оно значимо, сколь постоянно. Конечно, кругозор трёхлетки мал, знаний тоже немного, навыков и умений не больше. Поэтому для многих родителей стремление такого малыша к самостоятельности кажется или причудой, или милой шалостью; да внешне и выглядит это часто именно так. Но вдумчивый родитель должен увидеть в этой причуде, в этом пустяке очень важное, прямо-таки центральное явление в жизни ребёнка. Какую бы смешную или пустячную форму в наших глазах ни приобрело это стремление, для ребёнка оно всегда серьёзно: это важный шаг в его развитии, а правильном построении его поведения.
А что же родители? Самые частые, «типовые» их ошибки здесь таковы: одни просто не обращают на это внимания; другие стараются всё сделать сами, считая своего ребёнка слишком маленьким; третьи хотят искоренить даже само притязание на самостоятельность, видя уже в нём неповиновение и подрыв своего авторитета. Но в любом из этих случаев возникшая самостоятельность - это закономерное и важнейшее свойство поведения ребёнка - не получает должного внимания и поддержки.
И вот, как ни парадоксально, все три способа подавления самостоятельности могут со временем привести к развитию упрямства. Ведь, в сущности, упрямство и есть искривлённое и изменённое стремление к самостоятельности. Только в самостоятельности вся та деятельность, которой занимается ребёнок, и свобода этой деятельности естественны, а в упрямстве они извращены.

Давайте внимательно присмотримся: что есть упрямство?

Ребёнок может быть упрям или «на словах», или «на деле». Вот вы говорите: «Садись за уроки», а он отвечает: «Не сяду». - «Сходи в магазин». - «Не пойду». Во втором случае ваш сын или ваша дочь поступают наперекор: вы их просите играть тише - они шумят ещё больше; вы просите прийти с прогулки раньше - они нарочно приходят позже. Чего хотят добиться они своим упрямством?
В обоих случаях цель поступка - сказать или поступить наоборот, вопреки вашему желанию, вашей просьбе. Пусть вопреки здравому смыслу, пусть даже вопреки собственной пользе, но именно вопреки, именно наоборот, именно по-своему, а не по-вашему. Ребёнок хочет показать свою волю, показать, что он может делать как он хочет, а не как вы или как все. Поэтому поступки упрямого человека кажутся (да и на самом деле нередко оказываются) нелепыми, неразумными, бессмысленными с точки зрения здравого смысла; но ведь они и вызваны к жизни не здравым смыслом, а иным мотивом: во что бы то ни стало всё сделать по-своему.
И такой противоестественный способ самоутверждения рождается тогда, когда ребёнок лишён реальной возможности проявить самостоятельность. Ведь если он постоянно или часто имеет возможность поступать согласно своему мнению и желанию, то упрямству места не будет. И когда такого ребёнка просят что-то сделать, то он, оценив резонность этого требования и превратив ваше требование в своё, поступит так, как вы просите.
Но если поток требований так велик, что ребёнок и шагу ступить не может самостоятельно, то вот здесь мы и увидим рождение упрямства. Да ведь обычно и мы, взрослые, так же поступаем: охотнее делаем то, с чем согласны, что признаём; когда же нам просто навязывают чужую волю, то мы, даже внешне не возражая, в душе тоже упрямимся - такое требование вызывает у нас внутреннее сопротивление.
Всё сказанное не оправдание упрямства, а его объяснение. Как видите, упрямство вырастает на почве подавленного или направленного «не туда» стремления к самостоятельности. Если в том возрасте, когда это стремление обычно только начинает пробуждаться и позже, ребёнку всё время говорят «нет!», то возникает так называемое упрямство подавления. Если ребёнка слишком много опекают, избавляя от малейших самостоятельных усилий, то приходится сталкиваться с так называемым упрямством избалованности. Если, наконец, на ребёнка не обращают внимания, не хотят ему помочь там, где нужно, поощрить его шаги на пути к самостоятельности, подсказать правильный путь, то вырастает упрямство заброшенности.

Из всего сказанного можно сделать вывод: упрямство - защитная реакция ребёнка.

От чего же он защищается или, вернее, что защищает?

Он защищает свою самостоятельность, свободу действовать по-своему. Но ведь это может быть и положительным качеством! Недаром многие считают упрямство действительно положительным качеством, отождествляя его с настойчивостью. И в этом есть своя доля истины. Но вся беда в том, что эта самостоятельность достигается неправильным способом, часто вредным и для самого ребёнка, и для взрослых.
Почему упрямство - беда для взрослых, думаю, подробно объяснять не надо: оно частично или полностью нейтрализует наши воздействия на ребёнка. Оно образует тот смысловой барьер, о который разбиваются все старания и действия взрослых.
Однако упрямство доставляет не меньше вреда и самим ребятам. Мы уже говорили, что в глубине души упрямцы нередко понимают справедливость требований взрослых; значит, у них создаётся определённая раздвоенность: советы и просьбы родителей и педагогов, да и их собственный разум говорят одно, а делают они другое. Эта раздвоенность, конечно, тяжело отражается на дальнейшем развитии и усложняет жизнь подрастающего человека. И когда, скажем, старшеклассник осознаёт весь вред упрямства, ему очень нелегко будет избавиться от него - слишком сильна привычка! Возникает и другая трудность: упрямство, как и многие качества личности, имеет способность распространяться с взаимоотношений с родителями на взаимоотношения с учителями, одноклассниками, сверстниками.
Родителям надо обязательно учитывать, что упрямство - это часто роль, которую волей или неволей стали исполнять дети. Причём роль трудная и часто тягостная, но слишком привычная.
Но прежде чем наметить пути предупреждения и преодоления недостатка, хотелось бы сказать несколько слов о мнимом упрямстве. Дело в том, что во многих случаях за упрямство родители принимают иные неправильности поведения.
Особенно часто, смешивают упрямство с непослушанием. Вот самый обычный, заурядный пример. Пятилетний Саша играет в увлекательную игру: строит домик, заселяет его жильцами. И вдруг мама или няня без всякого предупреждения отрывает его от дела, ведёт мыть руки, чтобы посадить за еду. Саша протестует, сопротивляется, не слушается. Но это не упрямство. Здесь нет желания поступить вопреки требованиям матери. Просто у детей этого возраста переключение с одного вида деятельности на другой не происходит мгновенно. Поэтому Саша просто не может так вот сразу бросить игру. Отсюда непослушание. И вызвано оно неправильными действиями мамы. А можно поступить иначе: заранее, минут за пять предупредить мальчика, чтобы он постепенно заканчивал игру, быстрей вселял бы всех жителей в дом и готовился к обеду. В таких случаях дети спокойно доигрывают и послушно следуют требованиям родителей.
Но и в более старшем возрасте нередко приходится встречаться с непослушанием детей. Кстати, и здесь оно во многих случаях вызывается взрослыми: родители не учитывают возникающих интересов и склонностей своих взрослеющих детей, их новых увлечений, продолжают деспотично навязывать свою волю, не считаясь с их взглядами и желаниями.

Но мнимое упрямство может иметь и другие причины . Часто оно возникает после болезни ребёнка. Он становится раздражительным, непослушным, нередко вдобавок пассивным и рассеянным. Родители привыкли, что ребёнок неукоснительно выполняет их требования. А здесь он то увиливает, то делает не так, то жалуется, что ему трудно. Что же делать? А надо просто на время дать ребёнку прийти в себя, нужно быть снисходительным, не придираться по мелочам, не замечать некоторых поступков выздоравливающего. Обычно после того как проходит этот период, всё становится на свои места, и от мнимого упрямства не остаётся следа.

Несколько слов о том, как закрепляется, как усиливается упрямство у детей.

Обычно в дошкольном возрасте оно носит эпизодический характер и часто перемежается непослушанием, капризами, простым неумением выполнять требования взрослых. В младшем школьном возрасте упрямство может перейти уже в привычный способ реагирования на требования взрослых - родителей и учителя; а в подростковые же и юношеские годы оно нередко превращается в стойкую черту характера.
Поэтому понятно: чем раньше родители заметят проявления упрямства, тем легче они смогут победить это отрицательное качество. Но важно помнить и другую общеизвестную истину: легче предупредить возникновение какого-либо недостатка, чем его искоренить. Эти истины необходимы для работы с упрямым ребёнком.

В чем же состоит такая работа?

Прежде всего, необходимо тщательно разобраться, истинное или мнимое упрямство у вашего ребёнка. Если это упрямство «ненастоящее», надо точно определить, что побудило сына или дочь поступить вопреки вашим требованиям: непослушание, неумение, временное ослабление здоровья или ещё что-либо. Установив причину такого нежелательного поведения, важно спокойно, доброжелательно постараться наладить отношения с ребёнком. Не менее важно увидеть ваши собственные ошибки и постараться самокритично отнестись к ним.
Если перед вами упрямство эпизодического характера (что чаще всего бывает у дошкольника или у младшего школьника), то можно или не заметить такое временное упрямство, или спокойно, но твёрдо и настойчиво добиваться от ребёнка выполнения ваших требований. Да, иногда весьма полезно просто не обратить внимания на упрямый поступок ребёнка. В воспитательной практике часто приходится сталкиваться с тем, что родители по каждому поводу (а то, в сущности, и без повода) начинают бить во все колокола, предпринимают крутые меры: «Ты упрямец, и я выбью эту привычку!» И тем самым могут дать ребёнку «патент на упрямство». Он теперь будет считать: «Раз меня считают упрямым, то мне позволено быть им!» И он становится действительно упрямым. Но если вы видите, что, в общем-то, ребёнок не упрям, что у него это всего лишь эпизод, случай, то можно и не придать значения такому поступку.
Ещё раз повторяю, «не заметить» можно случай временного, эпизодического упрямства. Кстати, у дошкольников нередко преодолевают упрямство «методом отвлечения». Привычки у таких детей не носят устойчивого характера, и простым переключением на другое занятие, другую игру снять упрямство легко. Это возможно, однако, в младшем и среднем дошкольном возрасте, в старшем дошкольном возрасте и, особенно у школьника эта мера не даёт особого эффекта.

Но если перед нами сложившееся упрямство подростка, старшеклассника? Что делать тогда? С какой стороны подойти?

Нужно начать с того, что постараться очень тактично разъяснить весь вред упрямства, прежде всего для самого подростка или юноши. Конечно, это не значит, что после такой беседы упрямство как рукой снимет. Но сделать такую попытку нужно обязательно. Лучше это обычно удаётся или близкому человеку - родственнику, или хорошему знакомому, другу вашего дома.
Постарайтесь установить тип упрямства. Если причиной упрямства является слишком суровое и требовательное воспитание, когда любое действие ребёнка, вопреки воле родителей, рассматривается как бунт (упрямство подавления), стоит и к себе отнестись самокритично. Крайне необходимо стремиться к более ровным отношениям с ребёнком, проявлять больше доверия к его самостоятельным действиям, больше уважения к его интересам, желаниям, склонностям и увлечениям.
При втором типе (упрямство избалованности) надо, наоборот, усилить требовательность к ребёнку; не спешить удовлетворять каждое его желание, поменьше суетиться вокруг каждого его «хочу», найти разумную меру уважения, любви, ласки и требовательности. Ведь обычно родители, особенно мамы, грешат тем, что до поры до времени бывают слишком любвеобильны, стараются ни в чём не отказать своему чаду. А потом, увидев, к чему такая воспитательная метода привела, круто меняют манеру обращения с ребёнком: становятся излишне суровыми и требовательными. А ведь это может вызвать ещё большее упрямство, повышенное сопротивление. Поэтому особенно важно повышать уровень требований и усложнять обязанности ребёнка постепенно, так, чтобы он не воспринимал это как внезапное охлаждение. Крутые воспитательные перемены в таких случаях только осложнят вашу работу и усилят детское упрямство.
О третьем типе (упрямство заброшенности) трудно говорить подробно потому, что в этом случае главное - сам внутренний уклад семьи, характер взаимоотношений между взрослыми. Здесь для начала надо понять одно: пока не нормализуются эти взаимоотношения между взрослыми, говорить об искоренении упрямства (впрочем, как и любого другого недостатка ребёнка) невозможно.
Ещё важно помнить, что беда не приходит одна. Упрямство не обособленное отрицательное проявление поведения и характера. Оно вызывает постепенно ряд других отрицательных качеств. И второе: любая отрицательная привычка, черта характера, усиливаясь, укрепляясь со временем, становится трудноискоренимой. С эпизодическим или мнимым упрямством дошкольника нетрудно справиться. Временное, частное упрямство младшего школьника искоренить труднее, но возможно. Упрямство подростка и юноши часто остаётся с ним навсегда. Поэтому чем раньше вы начнёте работу по преодолению этого недостатка, и чем настойчивее вы это будете делать, тем быстрее и с меньшими трудностями достигнете цели.

Вряд ли найдется хоть один родитель, который бы хотел видеть своего ребенка неуступчивым, капризным, требовательным и упрямым. Ведь намного удобнее, когда малыш с первого раза исполняет обращенную к нему просьбу, не нарушает запреты и ведет себя «как воспитанный человек».

Но идеальных людей нет. Подрастающая личность так же обладает своим темпераментом, его взгляды и убеждения растут вместе с телом и рано или поздно каждый родитель говорит чаду: «не упрямься».

С одним ребенком это происходит изредка, другой не готов уступать абсолютно во всем. Такого малыша взрослые называют упрямым и начинают неравную борьбу за право командовать с самым близким и родным человеком.

Упрямство плохо или хорошо?

На самом деле, любой родитель, который когда-либо жаловался на упрямство ребенка, подразумевает под этим что-то свое. Нет двух одинаковых детей, и данная черта будет носить индивидуальный характер в каждом отдельном случае. С одним ребенком можно договориться, с другим нет. Один проявляет упрямство только в важных для себя вопросах, другой готов спорить из-за любой маминой фразы или высказывания. Поэтому говорить о том, что ребенок абстрактно упрям ни в коем случае нельзя.

Первое, что нужно отметить для себя, когда и при каких обстоятельствах малыш упрямится. Затем попробовать найти причины подобного поведения, как внешние, так и внутренние и лишь затем приступать к сложной работе по поиску решения проблемы.

Важно отметить, что многие родители избирают неверную позицию. Желая видеть в ребенке «послушного ангела», они начинают борьбу не за сохранение мира в семье и взаимопонимания с собственным чадом, а против него и ради искоренения «отрицательной черты характера». Ведь, как правило, столкнувшись с упрямством, мы замечаем только негативную сторону: с таким ребенком сложно договориться, убедить его в чем-либо, он неохотно выполняет просьбы и тем более распоряжения родителей.

Но так ли это плохо для самого ребенка? Упрямство, прежде всего, говорит об адекватной самооценке малыша и его уверенности в себе. Такой ребенок может быть настойчив в достижении цели, стараться найти разные пути решения проблем, с которыми сталкивается, не даст навязать в себе чужую точку зрения, а значит, при правильном подходе к воспитанию будет меньшей степени подвержен влиянию дурного примера. Разве это плохо?

Поэтому если ребенок в меру упрям, родителям остается только порадоваться и научиться договариваться, постепенно преобразовывая бессмысленное, казалось бы, упрямство в настойчивость. А значит заполнять пробелы в воспитании.

Упрямца надо учить договариваться, обосновывать свою точку зрения и стараться направить настойчивость малыша в конструктивное русло. И, вероятно, спустя некоторое время вы будете гордиться своим несговорчивым ребенком, который добился немалых результатов там, где отступили его сверстники.

Попытки жестко и безапелляционно перевоспитать чадо, навязать ему свою точку зрения, заставить слушаться могут привести к самым плачевным результатам . Возможно, ребенок и станет более послушен и «удобен», но и цена послушания может оказаться весьма высока: пострадает самооценка, у малыша может развиться невроз, а доверие будет потеряно.

Бороться нужно только с резко отрицательными проявлениями упрямства. И делать это необходимо мягко разбираясь с причинами негативизма чада.

«Я расту!»

Требовать от ребенка всегда оставаться послушным так же бессмысленно, как пытаться заставить ветер никогда не дуть. Это взрослые люди уже обладают собственной волей и устоявшимся характером. Малыш же постоянно растет.

Особенно сильно упрямство проявляется в периоды становления подрастающей личности. В эти периоды у ребенка меняется мироощущение, он начинает иначе воспринимать себя и свое место в семье. Ему требуется больше свободы, а личные границы «прощупываются» и расширяются.

Пик негативизма у маленьких детей приходится на возраст от 2,5 до 3,5 лет . В этот период упрямство малыша, действительно, носит совершенно бессмысленный, с точки зрения родителей, характер. Даже спокойные и послушные дети, переживая кризис, могут становиться неуправляемыми и вести себя агрессивно. Такие перероды очень сложны для всей семьи, но необходимы. О том, как пережить детские кризисы и понять своего малыша в этот период можно узнать из этой статьи .

«Научи меня плохому»

С возрастными кризисами все понятно, но что если ребенок упрям вне зависимости от возраста? Конечно, можно говорить о том, что каждый человек обладает врожденным темпераментом, это действительно так, но приобретенные черты характера вырабатываются окружением. Чтобы разобраться, почему малыш не уступчив, не хочет слушаться, и при любой удобной и не удобной возможности настаивает на своем, стоит обратить внимание на обстановку в семье.

Дурной пример заразителен

Прежде чем ругать ребенка за упрямство, подумайте, не копирует ли он ваше поведение. Возможно, один из родителей также не умеет идти на компромисс, договариваться и уверен в собственной правоте, а другой вынужден подчиняться? Ребенок легко улавливает подобную ситуацию и копирует поведение, которое считает более выгодным для себя. Согласитесь, гораздо удобнее попытаться диктовать свои условия, нежели постоянно следовать требованиям, которые, к тому же могут меняться в зависимости от настроения и желания старшего.

В отличие от малыша, взрослый человек способен пересмотреть свое поведение и попытаться подать ребенку другой пример. Старайтесь меньше спорить в присутствии малыша, продемонстрируйте ему, что любой вопрос можно обсудить или найти компромисс.

Слишком много требований

Будет проявлять упрямство и ребенок, от которого требуют слишком много. Понаблюдайте за собой — не слишком ли часто вы одергиваете чадо: «сядь прямо», «не бегай», «не кричи». Ребенку просто необходимо и бегать, и кричать, и залезать в грязную лужу. Когда запреты так и сыплются на малыша, он уже просто не знает, что ему вообще можно и пытается хоть как-то отстоять свое право оставаться ребенком.

Представьте себе, что практически на любое ваше действие следует окрик. Каждые полчаса ваше поведение вызывает недовольство. Что бы вы ни сделали — это оказывается «неправильным». Думаю, в такой ситуации упрямство было бы меньшим, что даже взрослый человек противопоставит подобному давлению. А ведь малыш воспринимает все намного острее!

Сократите число запретов, подумайте, стоит ли лишний раз одергивать чадо или все-таки можно позволить ему гонять голубей и гладить кошку? Обязательно готовьте на каждое свое «не» аргументацию и используйте данный предлог только тогда, когда это действительно необходимо. Обсуждайте с малышом все вопросы, по которым возникают конфликты, ищите компромиссы, научитесь иногда уступать.

Гиперопека

Как ни странно, но чрезмерная опека так же может являться причиной упрямства у малыша. Думаю, многие уже догадались почему: ребенку просто необходимо личное пространство и право на самостоятельность. Если один малыш спокойно будет дожидаться, когда вы завяжете ему шнурки, другой через некоторое время начнет бунтовать против этого. И, между прочим, второй вариант намного лучше.

Вы же не собираетесь всю жизнь поднимать ребенка, надевать ему шапку, ахать над разбитой коленкой? Если малыш начал упрямится в ответ на ваши «добрые намерения» — самое время немного умерить свой пыл и предоставить ребенку возможность делать посильные вещи самому и отходить от вас на прогулке чуть дальше, чем на три шага.

Ребенок просто избалован

Еще одной причиной появления в семье упрямого ребенка является вседозволенность. Если малыша балуют с самого рождения, позволяют вести себя, как захочется и только поощряют шалости, малыш начинает думать, что мир вращается вокруг него и просто не желает слушать тех, кто не согласен с его мнением.

Избалованный ребенок просто не сталкивался со словом «нет» и очень остро реагирует на запреты. Как правило, такое поведение легко корректируется, если родители меняются подход к воспитанию и определяют для себя и для ребенка, что можно и что нельзя. Через некоторое время упрямец смиряется с необходимостью подчиняться определенным правилам. Самое главное не переборщить — запрещать и устанавливать границы необходимо только там, где они действительно нужны: домашние обязанности, личная ответственность, уважительное отношение к другим людям.

Мягко и твердо настаивайте на своем. Если вы будете требовать слепого подчинения со стороны ребенка, использовать для этого крик и наказания — скорее всего результат будет обратным. Ведь вы создадите ситуацию, в которой важно «переупрямить», чтобы отстоять хоть немного личного пространства. А избалованный ребенок, впервые столкнувшийся с запретами, именно так и воспринимает их. Ведь у него отняли его незыблемое право командовать, устанавливать правила, его «ущемляют».

Когда упрямство надо лечить?

Мы перечислили внутренние и внешние причины упрямства у детей. Однако бывает и так, что неуступчивость ребенка является только симптом серьезных проблем, справиться с которыми без специалиста будет очень сложно.

Если малыш упрям, категоричен, не хочет идти на компромисс и при этом склонен к истерикам, у него нарушен сон и аппетит, он быстро утомляется или жалуется на головные боли, возможно, вы столкнулись с самым настоящим неврозом. Он может пройти самостоятельно вместе с исчезновением негативной ситуации. Например, через некоторое время после изменения режима дня или переезда. Но может и потребовать участия невропатолога и детского психолога, если не удается самостоятельно выявить причину развития подобного состояния у малыша и ликвидировать ее.

Стоит проконсультироваться с врачом и в том случае, если ребенок не просто упрям, а склонен к истерикам, без повода злится и раздражается, старается намеренно причинить боль, остро реагируют на изменение обстановки и неудовлетворение собственных потребностей сиюминутно. В этом случае под упрямством может быть замаскировано психопатическое расстройство.

Как найти взаимопонимание с упрямцем?

Уже прозвучало несколько советов о том, как же необходимо вести себя родителям маленького упрямца, на что обратить внимание и как научить договариваться. На мой взгляд, все рекомендации можно объединить в небольшой список:

  1. Больше говорите с ребенком, интересуйтесь его мнением.
  2. Избегайте категоричности. Не требуйте от малыша подчинения только потому, что взрослый «так сказал». Обосновывайте свою просьбу или решение.
  3. Демонстрируйте свою готовность идти на компромисс в тех вопросах, где это возможно.
  4. Позволяйте малышу иногда совершать ошибки из-за собственного упрямства. Это позволит ему лучше анализировать ситуацию и понимать, что он бывает неправ.
  5. Мягко и твердо устанавливайте границы дозволенного. При этом желательно, чтобы все члены семьи следовали установленным правилам с «поправкой на возраст». Если в вашей семье нельзя грубить бабушке — никто не грубит бабушке, если необходимо убирать за собой — никто не оставляет посуду на столе и т.д.
  6. Найдите ребенку занятие, в котором его упрямство будет востребовано — какой-то вид спорта, занятие музыкой или изучение иностранного языка, конструирование или уход за домашним животным. Главное чтобы это нравилось ребенку.
  7. Старайтесь не давить на ребенка в пиковые моменты проявления упрямства. Лучше пережить детскую истерику или агрессию в другой комнате, занимаясь собственными делами, чем перейти на крик и полностью потерять контакт с чадом.
  8. Старайтесь поддерживать доброжелательную атмосферу дома, избегайте конфликтовать в присутствии ребенка. Обсуждайте проблемы спокойным тоном.

И самое главное — любите своего ребенка. Упрямый или покладистый, капризный или послушный — он всегда нуждается в родительской заботе, тепле и внимании.

У упрямого ребенка и что делать, если ваш малыш, совсем недавно само очарование и нежность, превратился в маленький ураган, разрушающий все на своем пути и доводя до исступления родителей? В статье вы найдете четыре действенных совета, как совладать со своенравным ребенком и .

Вы уже, должно быть, слышали, что деток 2-3 лет часто называют «несносными» и упрямыми в различных статьях. Это период кризиса трех лет и такое описание применимо ко всем малышам этого возраста, но особенно к тем, у кого сильный характер. И это совсем не плохо, поскольку вы знаете, что воспитываете лидера, но порой вам самим с этим лидером справиться не просто. Вам поможет и несколько советов по поводу того, как наладить дисциплину, но не сковывать волю ребенка.

Дайте ему выбор

Если у ребенка сильный характер, вы должны знать, что слова «ты должен»… могут вызвать истерику длиною в утро, и будет очень сложно! Такие дети не любят, когда им приказывают. Они знают, чего хотят и не боятся поставить об этом в известность.

Чтобы помочь малышу принимать больше участия в каких-то решениях, дайте ему две опции на выбор. Например, если вы хотите, чтобы упрямый ребенок собрал игрушки, можно сказать «Пора нам убрать дома. Что будем делать, начнем с гостиной или с твоей спальни?».

Это позволяет малышу с сильным характером почувствовать себя хозяином положения, но выполнить то, что от него хотите вы.

Следуйте графику

Когда дело касается упрямого ребенка с характером, особенно если речь идет о кризисе трех лет, обязательно нужна последовательность в действиях. Вот почему так важно следовать графику. Настройте распорядок дня, который включает в себя время приема пищи, время дневного сна, время на развлечения, и даже время для уборки.

Обязательно следите за соблюдением графика каждый день, предупреждая малыша заранее, когда в нем что-то будет меняться. Кроме этого, не забывайте предупреждать ребенка о том, когда ему в скором времени предстоит перейти к следующей задаче.

Например, если время на игры практически вышло и начинается время уборки, скажите малышу: "У тебя еще 5 минут, а затем мы будем с тобой убирать". Таким образом, малыш не удивляется тому, что нужно сменить род деятельности, что уменьшает риск возникновения любых капризов и истерик.

Установите варианты последствий

Если упрямый ребенок отказывается делать что-то, особенно в период кризиса трех лет, вам обязательно нужно разработать какой-то план последствий за его действия. Ребенок должен знать, что если он не слушается, то он будет лишен игрушки на целый день или ему грозит тайм-аут на игровой площадке.

Понимая возможный результат, малыш будет знать, чего ожидать, если он не слушается или не следует указаниям. Он может выбрать вариант непокорности, но в этом случае, у него не возникнет удивления по поводу грозящих ему за это последствий, особенно, если он с ними уже встречался.

В конце концов, малыш начнет следовать вашим указаниям чаще, чтобы избежать нежелательного результата развития событий.