Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ «Волшебник Этикет. Конспект занятия по ознакомлению с правилами этикета в «В царстве вежливых наук» план-конспект занятия (старшая группа) на тему Беседа на тему этикет старший дош возраст

ЗАНЯТИЕ 1. МАЛЬВИНА-ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА

Цель : знакомить с книгой А. Толстого «Золотой ключик, или При-ключения Буратино»; формировать знания о поведении за столом во время еды; учить оценивать поведение героя сказки.

Ход занятия

Часть 1 . Загадки.

Воспитатель . Слушайте, ребятки, такие загадки: Не солдатик оловянный, А мальчишка деревянный. Шалунишка, длинный нос. Это кто? Вот мой вопрос.

(Буратино.) Умница, красавица, Птичкам, рыбкам нравится. Пудель — преданный дружок. Пьеро дарит ей стишок. Голубые кудри, голубые глазки. Назовите девочку из любимой сказки.

(Мальвина.)

Часть 2. Чтение отрывков из главы «Девочка с голубыми волоса-ми хочет воспитывать Буратино» (сказка А. Толстого «Золотой клю-чик, или Приключения Буратино»).

Воспитатель. Вы, конечно, помните первую встречу Мальвины и Буратино?

«Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за малень-ким столом, накрытым кукольной посудой. Она оглядела мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в кро-шечную чашку какао. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. Тогда Мальвина сказала ему строго:

— Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки».

Воспитатель. Мальвине пришлось наказать Буратино за плохое поведение за столом. Пудель Артемон отвел его в темный чулан. Бура-тино был возмущен такой несправедливостью: «Разве так воспитыва-ют детей? Это мучение, а не воспитание!»

Часть 3 . Беседа по содержанию :

— Понравилось ли вам поведение Буратино за столом?

— Почему Мальвине пришлось поступить с деревянным мальчи-ком так жестоко?

— Вспомните, что ворчал Буратино в темном чулане? («Разве так воспитывают детей?»)

— А как, по-вашему, нужно воспитывать детей? (Выслушать де-тей, оценить все интересные мысли о воспитании.)

Часть 4. Игра «Назови ошибки Буратино».

Стоя в кругу, дети передают друг другу игрушечного Буратино и называют ошибки в его поведении за столом. За молчание или не-правильный ответ — «жестокое» наказание: ребенок отдает фант, ко-торый потом разыгрывают, предлагая выполнить разные задания.

Воспитатель . Теперь можно повеселиться и подвигаться! Игра «Тигр вышел погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять. Дети, стоя за столами, шагают на месте.

Запереть его забыли,

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопают в ладоши.

Он по улице идет, Шагают по группе.

Ни к кому не пристает.

Но от тигра почему-то

Разбегается народ. Бросаются врассыпную.

Кто на дерево забрался, Прячутся в любые места.

Кто укрылся за ларек, Кто на крыше оказался, Кто закрылся в водосток.

(Э. Успенский.)

Вечер. Рисование .

Материал: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры по выбору детей.

Воспитатель. Нарисуйте отгадки на мои загадки (повторяет за-гадки о героях сказки.)

Мальчики рисуют Буратино, девочки — Мальвину.

Домашнее задание

Чтение вместе с мамой сказки «Золотой ключик».

ЗАНЯТИЕ 2. КТО ХОДИТ В ГОСТИ ПО УТРАМ, ТОТ ПОСТУПАЕТ МУДРО

Цель: продолжать знакомить с этикетом в гостях; дать понятие о веж-ливых словах; вызывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Ход занятия

Часть 1. Утренняя песенка Винни-Пуха:

Кто ходит в гости по утрам, Тот поступает мудро!

Тарам-парам, тарам-парам На то оно и утро!

Под вечер — скоро спать пора, Хозяева зевают...

Вот если гость пришел с утра —

Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра —

Ему спешить не надо.

Кричат хозяева: «Ура!!» Они ужасно рады!

Недаром солнце в гости к нам

Всегда приходит по утрам.

Тарам-парам, тарам-парам

Ходите в гости по утрам! (Б. Заходер.)

Воспитатель . Эту песенку-ворчалку придумал всеми любимый Винни-Пух. Давайте еще раз повторим его умные советы. Я начинаю, вы продолжаете.

Воспитатель . Кто ходит в гости по утрам, Дети. Тот поступает мудро!

Воспитатель. Недаром солнце в гости к нам... Дети. Всегда приходит по утрам!

Часть 2. Беседа по главе «Винни-Пух в гостях у Кролика» из сказ-ки «Винни-Пух и все-все».

Воспитатель. И вот однажды Винни-Пух отправился в гости к сво-ему другу Кролику. В гостях с ним случилась большая неприятность.

Подойдя к норе Кролика, он громко-громко крикнул: «Эй, кто-нибудь дома?»

— Незачем так орать. Я тебя хорошо слышу, — отозвался Кролик.

— Простите, — сказал Винни-Пух. — Могу я войти?

Увидев Винни-Пуха, Кролик очень обрадовался, но не забыл на-помнить другу такое правило: «Здесь в Лесу нельзя пускать кого попа-ло! Осторожность не повредит».

Кролик пригласил друга за стол и спросил: «Тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?»

От радости Пух забыл все правила вежливости, поведения в гос-тях. Он пришел в такой восторг, что выпалил: «И того, и другого».

И вот от этого и начались у маленького медвежонка неприятности. Он съел все, что было в кастрюлях и банках у Кролика. Потом пожал от всей души его лапу и сказал, что ему пора идти.

Вы знаете, о чем подумал Кролик. «Не очень вежливо уходить из гостей сразу, как только наелся».

Бедный, бедный Пух! Он не мог вылезти из норы и застрял в дыре!

«Все из-за того, что выход слишком узкий», — сердито сказал медвежонок.

«Нет, все из-за того, что кто-то пожадничал, — строго сказал Кро-лик. — За столом мне казалось, хотя я из вежливости это не говорил, что кто-то слишком много ест!»

Воспитатель. Конечно, друзья не оставили Пуха в беде. Они по-могли ему выбраться. Пух поблагодарил их и с важным видом отпра-вился гулять по лесу, как всегда напевая свою песенку.

Часть 3. Беседа по сказке.

Воспитатель . Бедный, бедный Пух! Вы, конечно, уже поняли, почему с ним произошла большая неприятность. Ответьте теперь на мои вопросы:

— О чем забыл Пух, когда отправился в гости к Кролику?

— Почему был недоволен Кролик?

— Как он встретил своего друга?

— Вам понравилось поведение Пуха в гостях? Часть 4. Игра «Я начну, а вы продолжайте»:

— За столом нельзя жадничать, потому что...

— Не очень вежливо уходить из гостей сразу...

— Вежливые слова: «здравствуйте», «будьте добры», «всего хоро-шего», ... (дети перечисляют слова приветствий и прощаний). Эти слова приятны всем, помогают общаться по-доброму!

Воспитатель. Вот теперь наш друг милый Пух запомнит прави-ла поведения в гостях. Давайте весело подвигаемся!

Часть 5. Веселая минутка.

Еще одна ворчалка Пуха:

Тара-тара-тара-ра! Подниматься на носочки, вытягиваясь изо всех сил.

Тара-тара-ой — караул, трам-пам-па! Наклониться, стараясь дотянуться до носочков.

Тара-тара-тара-ра-ра! Попрыгать, весело хлопая в ладоши.

Трам-пам-пам-пам-тарарам-пам-па! Покружиться в разные стороны.

Тири-тири-тири-ри! Лечь на спину, упражнение «Жучки».

Трам-пам-пам-тририм-пим-пи-пи! Расслабиться.

Вечер. Воспитатель читает телеграмму от Этикета: «Мои милые ребята! Спасибо за то, что читаете и слушаете сказки. И вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье. Посылаю вам новую игру "Слушаем и рисуем"».

Задание: прослушать предложение, нарисовать значками, линия-ми рисунок, отражающий его содержание.

На столе всегда чистота, красивая сервировка. За столом сидят с чистыми руками и лицами. За столом не кричат. Кушают аккуратно.

ЗАНЯТИЕ 3. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ

Цель: упражнять в умении правильно сидеть во время еды (дер-жать локти при себе, ноги вместе под столом, не ложиться на стол).

Ход занятия

Часть 1. Игры-упражнения.

1. Упражнение для локтей: прижать к боку книжки, держать локти «при себе».

Воспитатель . Раз, два, три, четыре, пять.

Локти учимся держать.

2. Игра-упражнение «Красиво-некрасиво»: дети выполняют зада-ния воспитателя.

Красиво:

— сидеть за столом, выпрямив спину;

— ноги вместе перед стулом. Некрасиво:

— сидеть, заложив ногу за ногу;

— положив ногу под попу;

— вытягивать ноги под столом.

Часть 2. Стихотворение о мартышке.

Воспитатель. Дали мартышке вилку и нож,

Что с ними делать — не разберешь.

Проще без вилки и без ножа

Есть ананас, ногами держа.

Ребята, расскажите мартышке, как едят разные блюда. Кто боль-ше знает, тот фишку получает.

Часть 3. Трудное задание: кто первым правильно съест зеленый горошек.

Вечер. Игра «Вкусная азбука» (см. На заметку взрослым).

Задание: назвать фрукты, ягоды, которые начинаются на букву, изоб-раженную на карточке.

1-й вариант: карточку показывает воспитатель. 2-й вариант: карточку получает каждый ребенок.

На заметку взрослым

1. Секреты Этикета.

Систематически ненавязчиво, с шуткой рассказывайте о них де-тям. Придумывайте игры-упражнения и задания. Как вести себя за столом:

— «Ох уж эти локти!» Научись обязательно держать локти «при себе». Если разведешь их в стороны, в опасности окажется щека сосе-да. Поставишь на стол — не останется места для тарелок и столовых

приборов.

Упражняйся почаще: прижми к боку непослушным локтем книж-ку и делай что хочешь. У тебя все получится!

— Не сиди боком к столу или положив ногу за ногу. Ну а если твои ноги спрятались под попу, это некрасиво и невежливо.

— Сиди за столом, выпрямив спину. Во время еды не ложись на стол, это не кровать!

— Место полотняной салфетки — только на коленях. Не засовы-вай ее под воротник, тебе уже не нужен слюнявчик!

— Не ешь ложкой то, что едят вилкой. Все решат, что ты совсем

маленький.

—Во время еды не стучи ложкой по тарелке, у соседа заболят уши. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь все блюдо! Это не трудно, если пользоваться ножом всегда.

— Не дуй на слишком горячее блюдо, не прихлебывай громко, не чавкай. Старайся есть беззвучно! Не разговаривай с полным ртом, мож-но подавиться.

— Не облизывай ложку, тарелку, нож, а то тебя перепутают с кошкой!

— Закончил еду — не забудь вытереть руки, рот. Вспомни вежли-вое слово «спасибо»!

— Свою грязную посуду обязательно убери со стола. А когда на-учишься мыть ее, вовсе станешь молодцом!

Воспитатель. Кто запомнил эти десять секретов? Давайте поиг-раем в игру «Кто больше»: расскажем оловянному солдатику (Мишке, Незнайке) о секретах волшебника Этикета.

Как есть разные блюда:

— Гарнир (овощи, картошку, макароны) набирай на вилку с помо-щью ножа или хлебной корки.

— Сырники, котлеты, омлеты и другие мягкие блюда легко разло-мить вилкой. Ведь у тебя уже крепкие руки!

— Хлеб бери рукой, а не вилкой. Отламывай по кусочку и клади в рот. Не кроши, доедай весь кусочек. Хлеб — всему голова.

— Суп подают в глубоких тарелках, специальных чашках. Из та-релки суп едят ложкой, тарелку не наклоняют ни к себе, ни от себя, чтобы не облиться (лучше оставить немного супа в тарелке).

— Яйцо всмятку подают в специальной рюмке. Попроси маму ку-пить ее! Ложечкой ударяют яйцо сбоку, скорлупу складывают в таре-лочку. Яйца вкрутую очищают и разрезают пополам. Едят вилкой, от-ламывая по кусочку.

— Косточки от компота не выплевывай на блюдце. Поднеси ло-жечку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

— Торт — лакомство, любимое многими. Мягкий торт или пиро-жное едят ложкой или вилкой, сухой лучше взять в руки. Откусываем маленькими кусочками. Салфетка поможет не оставлять жирных сле-дов на краю чашки.

— Салаты едят вилкой, а если они с соком, их подают каждому в маленьких салатницах.

— Омлеты, картофельные оладьи едят с помощью двух вилок. Ни-когда не пробовал? Потренируйся дома вместе с родителями — у кого получится быстрее?

— Отварной картофель размельчают ребром вилки. А как едят кар-тофель в мундире? Посмотри, как это делает папа, потом расскажешь другим детям.

—Яичницу-болтунью и глазунью едят только вилкой. Попроси ба-бушку или маму научить тебя делать яичницу с такими смешными милыми названиями.

— Рис едят вилкой, жидкую кашу—ложкой. Надеюсь, ты все уме-ешь и стараешься узнать новое!

— Сосиски едят руками в походе, на отдыхе в лесу. Однако за сто-лом их едят с помощью ножа и вилки.

— Зеленый горошек едят только вилкой.

Воспитатель . Не пугайтесь, все это нетрудно запомнить! Давай-те поиграем: вспомнили правило — отложили камешек, каштан. Со-считайте их. Если мало — вспоминайте еще. Кто готов поехать в гости к королям и королевам или пойти с родителями в ресторан?

Если хочешь не краснеть —

Надо это все уметь!

— Желаю успехов, дорогие девчонки и мальчишки!

2. Вкусная азбука.

А — арбуз — подают нарезанным ломтями с кожурой, кушают мя-коть до твердого края чайной ложкой или вилкой и фруктовым ножом;

ананас — очищают и разрезают на ломтики, которые кушают чай-ной ложкой или фруктовым ножом и вилкой;

абрикос — удаляют косточку, в рот кладут по половинке.

Б — банан — берут в левую руку и надрезают ножом вдоль плода так, чтобы удобно было снять с него кожуру. Если банан длинный, его вначале очищают только до середины, чтобы он не сломался. Едят, держа в правой руке. Кожуру складывают на тарелку.

В — виноград — с грозди срывают пальцами, ягоды кладут в рот по одной, семена и твердую кожицу вынимают изо рта, пользуясь чай-ной ложкой, осторожно кладут на тарелку;

вишня — едят, как виноград. Кстати, вишни украшают стол, когда они с хвостиками и даже с листочками.

Г — груша — разрезают на десертной тарелке на четыре или восемь частей, затем удаляют сердцевину, очищают от кожуры. Едят, как яблоко.

Д — дыня — подают нарезанной ломтями и с кожурой, кушают чайной ложкой или вилкой и фруктовым ножом.

К — киви, клубника — как и все ягоды, подают разложенными на тарелочках, едят чайной ложкой.

Л — лимон — добавляют как приправу к кушаньям и напиткам. Ломтик лимона кладут в стакан с чаем, ложкой выдавливают сок, ос-татки извлекают и кладут на край блюдца.

М — мандарины — очищают и разделяют на дольки руками, едят

над тарелкой;

мед — намазывают специальным ножом на хлеб.

О — орехи — никогда не грызут зубами, а раскалывают специаль-ными щипцами. Для скорлупы ставят тарелочки.

П — персик — надрезают, вынимают косточку ножом. При еде от-резают от половинок кусочки.

Ш — шиповник — делают отвары, варят варенье. Варенье специ-альным ножом намазывают на булку.

Я — яблоко — разрезают на десертной тарелке на четыре или во-семь частей, удаляют сердцевину, очищают дольки от кожуры и едят их, беря с тарелки руками или вилкой.

Свежие фрукты и ягоды перед подачей на стол нужно тщательно вымыть, фрукты — красиво положить в вазу или тарелку. На празднич-ный стол их подают с фруктовым прибором и бумажными салфетками.

В течение года устраивайте маленькие праздники: День яблок, День бананов, День лимона, День винограда и т. д.

Заботливые мамы не забывают про витамины для своих любимых ребятишек и принесут эти угощения. А вы вместе со своими питомцами сами красиво накройте столы, подберите загадки или маленькие стихи, покажите детям, как правильно и красиво кушать фрукты, ягоды.

Пусть и малыши тоже дают вам советы, «обучают» родных дома правилам столового этикета.

ЗАНЯТИЕ 4. ГОСТИ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

Цель: познакомить детей с посудой (столовой, чайной), со столо-выми и чайными приборами, дать понятие об их назначении; разви-вать воображение, внимание, память.

Новые слова: шумовка, суповая ложка, супница, салатница и др.

Ход занятия

Часть 1. Загадки.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду —

Мимо рта я не пройду. (Ложка.)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень:

Хлеб, картошку, рыбу, мясо,

Груши, яблоки, колбасы. (Нож.)

Зубки есть, прямая ручка,

Но хитра вся эта штучка:

Что наколешь — в рот возьмешь,

Не сумеешь — пропадешь. (Вилка.)

Есть для супа, есть для каши

На столах у деток наших.

Есть глубокие и мелкие.

Называют их... (тарелками).

Часть 2. Беседа о посуде.

1. На столах разложены столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Дети рассматривают их, узнают о назначении.

Воспитатель. Самые большие — столовые — нож и вилка пред-назначены для вторых блюд. Закусочные нож и вилка — поменьше, для холодных закусок, салатов и овощей. Специальные ножи и вилки — для фруктов и рыбы. Маленькая вилочка — для лимонов и бутербродов.

2. Игра «Незаконченный рисунок»

Задание: закончить рисунок, нарисовать столовые приборы разны-ми линиями.

Воспитатель. Ложки тоже разные. Большая — для супа, помень-ше — для компота, чая, какао. Самая маленькая — для специй: соли, горчицы. Ложка с длинной ручкой — для варенья. Есть еще ложка-шу-мовка — для снятия навара с супов, специальные ложки для салатов.

3. Игра «Чего не стало».

Дети закрывают глаза, воспитатель прячет несколько столовых приборов.

Задание: назвать, что спрятано, рассказать о назначении.

Часть 3. Чайная посуда.

Воспитатель . Дружат чашечки и блюдца,

Вместе веселы, смеются.

А разлучишь их — беда.

Ставьте вместе их всегда. —

Для чая, кофе, какао нужны чашки и блюдца, тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть. Для компота, молока, сока удобны кружки, красивые бокалы.

Часть 4. Поиграем!

1. Игра «Нарисуй рисунок к словам».

Задание: нарисовать столовую посуду к словам, предложенным воспитателем: «чай», «компот», «сахар», «лимон».

2. Игра «Куда убежала посуда».

В разных местах группы заранее спрятаны тарелки, блюдца, сто-ловые приборы.

Задание: по сигналу воспитателя дети начинают искать посуду. Нашедший должен рассказать о ней.

Вечер

1. Веселые минутки.

Воспитатель. Слушайте считалки и правильно выполняйте все действия.

Раз, два, три, четыре, пять.

И посуду, и еду,

Выйдешь ты, а я веду.

Вилку, нож и ложку

Бери скорее, крошка.

Не пугайся неудач,

Если вдруг помчатся вскачь

Котлета и сосиска, Горошек и редиска.

Сахар ложечкой мешай,

Из чашки сразу вынимай.

А иначе будет шишка

У девчонки и мальчишки.

Торт руками не хватай,

Его вилочкой съедай.

Будут в креме нос и рот,

Засмеет тебя народ!

Оля, Ваня, Света Знают все секреты

Про еду и про посуду,

С ними спорить я не буду.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем все сначала,

Я считал, а ты молчала!

Все мы знаем, но молчок.

Быстро ротик на замок!

Соберись. Внимание. Выполняй задание.

2. Задача-загадка.

Воспитатель. Сегодня мы в гостях у Белоснежки и гномов. Они умеют принимать гостей, знают все про посуду, столовый этикет. За одним большим столом Сели рядом с гномом гном. Белоснежка с ними вместе Стол накрыла честь по чести. Только сколько ложек надо? Сколько вилок? Сколько мисок? Сколько чашек с молоком? Составляет длинный список Самый мудрый старый гном.

3. Игра «Белоснежки и гномы».

Играют две команды: девочки изображают Белоснежек, маль-чики — гномов.

Задание: быстро и красиво накрыть к обеду два стола на восемь героев сказки.

В сервировке дети участвуют ежедневно, поэтому задание нетруд-ное. Здесь важно их умение работать в команде, согласовывать действия, импровизировать при украшении стола цветами, салфетками и др.

4. Задача-шутка.

Сколько раз твердили кошке: Некрасиво есть без ложки. Только захожу я в дом, Лижет кашу языком.

(В. Волина.)

5. Сдаем экзамен Белоснежке (дети рассказывают веселые считал-ки, которые уже заучивали раньше).

6. Игра «Раз хлопок, два хлопок!»

Воспитатель или ребенок-водящий называет что-либо съедобное и несъедобное.

Задание: в первом случае хлопать один раз, во втором — два, затем наоборот.

7. Игра «Пять предметов». Играют две команды по 4-6 человек.

Задание: двое участников по сигналу поочередно должны пройти пять шагов вперед, без запинки произнеся на каждый из них по одно-му слову на тему, предложенную воспитателем.

Варианты: чайная, столовая посуда, овощи, фрукты и т. д.

На заметку взрослым

1. Сервировка стола (см. Прил.).

В течение дня стол накрывают по-разному. Основа всего — тарел-ка. К завтраку справа от нее лежит ложка или вилка, в зависимости от приготовленной еды, и нож, острием к тарелке.

К обеду справа от тарелки лежит нож, слева — вилка, ложка лежит перед тарелкой.

Хлеб подают на хлебнице. К маслу надо положить общий нож, а в сахар — маленькую ложечку.

Праздничная сервировка отличается от будничной. Стол накрыва-ют белой или цветной скатертью, ставят мелкие столовые тарелки, на них — закусочные. Справа от тарелки лезвием к ней кладут ножи, слева — вилки, зубцами вверх. Если подают суп, то ложку следует положить выпуклостью вниз справа от тарелки и ножа. Перед ножом ставят фужер для воды или напитков, а в кувшинах — соки и напитки.

Завершают сервировку стола салфетки. Можно просто положить сложенную вчетверо салфетку на закусочную тарелку. Но можно по-фантазировать, сложить ее красиво, необычно, чтобы салфетка была частью украшения стола.

Сложенную пополам полотняную салфетку кладут на колени, что-бы она защищала колени от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно промокнуть уголки губ. Бумажными салфетками пользуются по мере надобности. Закончив еду, вытирают сначала рот, затем руки.

Сервировку стола очень оживляют, украшают небольшие букети-ки цветов. На новогодний праздник вместо них можно поставить све-чи и украшенные еловые веточки.

Доброго, теплого настроения за столом с родными, друзьями же-лает вам волшебник Этикет.

2. Гости из далекого прошлого.

Первые вилки появились около пятисот лет тому назад в Италии, но очень долго считались ненужными: слишком укоренилась привыч-ка есть пищу руками. Первые вилки для богатых были длинными, дву-зубыми, из золота, кости. Потом — с четырьмя прямыми зубцами. Толь-ко спустя двести лет этот столовый прибор стал обязательным в доме культурного человека.

Нож долгое время употребляли лишь в качестве оружия. И только сравнительно недавно — тысячу лет назад — его стали использовать и как столовый прибор. Но многие до сих пор не пользуются им во время еды, потому что не умеют и не хотят этому научиться.

ЗАНЯТИЕ 5. «ЗНАКОМСТВО С НОЖОМ»

Для младших групп

Цель. Познакомить со столовым ножом, учить безопасным приемам пользования им, научить делать бутерброд с маслом; воспитывать самостоятельность.

Материал. Силуэт «ножа-мужчины», ширма, два набора столовых ножей (по ко-личеству детей), кусочки хлеба, масленка с маслом, пирожковая тарелка, чай.

Ход занятия

Воспитатель незаметно для детей до занятия кладет красивый сверток в игро-вой уголок. В свертке находится силуэт большого стилизованного ножа (с «глаза-ми», «руками», «в галстуке»).

В начале занятия воспитатель создает ситуацию, в которой дети сами находят пакет. Обыгрывает ее: «Интересно, что в этом пакете? Как вы думаете? (Высказы-вания детей.) Давайте посмотрим!». По-является нож и «оживает» у них на глазах.

Нож. Здравствуйте! Я так хотел в гости!

Воспитатель. Вы знаете, кто это? Хоти-те познакомиться? Давайте присядем и по-слушаем этого господина. Узнаем, кто он и зачем пришел (дети вместе с воспитателем проходят к стульчикам и садятся).

Воспитатель ведет разговор с господином Но-жом (используется шир-ма настольного театра).

Нож. Я - столовый нож. Вы уже знакомы с моими сестрицами - Вилкой и Ложкой? (Да.) А для чего они вам нужны? (Ответы.) Правильно. Вилка и Ложка помогают вам есть. Я тоже буду вам помогать. Посмот-рите, похож я на сестренок? (Ответы детей. Взрослый обращает внимание на на-личие ручки - она необходи-ма, чтобы было удобнее держать нож в руке.) А еще у меня есть лезвие. С одной стороны оно острое. Лезвием можно резать мясо, отрезать хлеб, масло. Я помогаю людям с давних пор, хочу и с вами подружиться. Я привел к вам своих младших братишек - но-жей. Они будут вам помогать, постарайтесь с ними подружиться (отдает воспитателю красивую коробочку с двумя наборами ножей - для рассматривания и для работы). Нож уходит.

Воспитатель (до-став из коробочки но-жи и раздав их де-тям). Потрогайте но-жи, каждый - свой. Какой он? Легкий или тяжелый? теп-лый или холодный? из чего сделан? По-смотрите, у ножа есть ручка (дети показы-вают) и острое лез-вие. С ножом надо об-ращаться осторожно. Хотите сами сделать бутерброды? Прохо-дите за стол.

После того как дети рассядутся, взрослый каждому ребенку дает чистый нож. Показы-вает, что кусочек хле-ба нужно взять в ле-вую руку, одним краем положить на пирож-ковую тарелку; правой рукой взять нож и раз-мазать масло по хлебу (кусочек масла на хлеб взрослый кладет сам). Дети делают бутерб-роды. Воспитатель оказывает помощь и под-держку всем, кто в этом нуждается. По окон-чании занятия устраивается чаепитие с бу-тербродами.

ЗАНЯТИЕ 6. ГОТОВИМ САМИ

Цель: воспитать интерес и желание готовить простые блюда; учить аккуратно пользоваться инвентарем, убирать рабочее место; попол-нять словарь.

Новые слова: разделочная доска, терки, мерный стакан, яйцерез-ка и др.

Ход занятия

Часть 1. Рассматривание кухонного инвентаря в уголке «Хозя-юшка » (см. На заметку взрослым).

Воспитатель . Для чего нужны эти предметы? (Помогают приго-товить салат, бутерброд и другие блюда.)

— Что нужно сделать перед такой работой? (Вымытьруки, надеть передник, протереть стол, подготовить необходимые продукты, кухон-ные приборы.)

— Как закончить такую работу? (Все убрать, вымыть, проте-реть стол.)

— Запомните правила:

1) до начала работы: вымыть руки; всегда надевать фартук;

2) во время работы: осторожно пользоваться ножом, теркой;

3) после работы: оставить место работы чистым, опрятным.

Часть 2. Практическая деятельность: готовим украшения для са-латов (см. На заметку взрослым). Например: палитра маленького кулинара.

Учимся резать сваренные яйца, морковь, огурцы и др. на кружоч-ки, половинки, кубики, полоски.

Задание: придумайте украшение для бутербродов, салатов: цветоч-ки, солнышко, узоры и т. д.

Воспитатель. Кто сумеет сделать рыбку или кораблик?

Часть 3. Уборка рабочего места.

Дети моют мисочки, ножи, ложки, протирают столы, прополаски-вают тряпочки.

На заметку взрослым

1. Что нужно иметь в уголке «Хозяюшка»: разделочные доски; скал-ки; ножи с закругленным концом (на острие ножа после работы наде-вайте пробку), миски разного размера, мерные стаканы, кувшинчики, весы, венчики, сито, дуршлаг, пластмассовые формочки, деревянные ложки разной длины, пластмассовые терки, яйцерезки; прихватки, рукавички, маленькие полотенца.

Чтобы работа в уголке «Хозяюшка» проходила без осложнений, тщательно готовьтесь к ней:

— приучайте детей перед работой надевать фартук, мыть руки;

— покажите детям, как надо вытирать столы перед работой;

— заранее приготовьте все необходимые предметы и продукты;

— приучайте детей все убирать после работы, протирать столы;

— знакомьте детей с названиями кухонных приборов.

2 . Украшения для салатов:

«Бабочка»

Продукты: половинка яйца (туловище), ломтики вареной или копченой колбасы или сыра (крылышки), веточки укропа или пет-рушки (усики), зеленый горошек или горошины сладкого перца (глазки), спинку и крылышки украшают яркие пятна томатной пас-ты или майонеза.

Посадите «бабочку» на бутерброд или вазу с салатом. Будет краси-во и очень аппетитно!

«Гномик»

Продукты: яйцо (туловище), половинка помидора (шапочка), то-матная паста (рот, нос), горошины перца (глаза), густой майонез (борода).

Приятного аппетита!

ЗАНЯТИЕ 7. БУТЕРБРОДНАЯ ФАНТАЗИЯ

Цель: учить детей готовить бутерброды, пользоваться ножом, ре-зать вареную морковь кубиками; развивать воображение, фантазию; пополнять словарь.

Новые слова: маслины, горошек, петрушка, колечки, кусочки.

Ход занятия

Часть 1. Что такое бутерброд?

В почте волшебника Этикета появилось предложение для ребят: научиться готовить бутерброды. Этикет спрашивает у детей:

Знает маленький народ Что такое бутерброд? Если знаешь — отвечай, Угощенье получай! Воспитатель выслушивает высказывания детей, угощает малень-кими бутербродами-канапе.

Воепитатель. Что такое бутерброд? Это хлеб с маслом. Но люди-выдумщики стали делать бутерброды с колбасой, сыром, рыбой, ово-щами, украшать зеленью, лимоном. Если еда красиво оформлена и по-дана на стол, если от одного ее вида «текут слюнки» — она кажется очень вкусной. Особенно аппетитными выглядят на столе бутербро-ды. Хотите удивить всех, особенно маму и бабушку? Научитесь гото-вить бутерброды. Спешите в уголок «Хозяюшка», будем фантазиро-вать и готовить самые необычные, сказочные бутерброды для выставки «Бутербродная фантазия».

Часть 2. Рассматривание подарков Этикета, заучивание стихов о бутербродах.

На красивом подносе лежат разные бутерброды (см. На заметку взрослым).

Воспитатель. Эти подарки прислал нам волшебник Этикет. По-слушайте стихотворения о них.

Пират . Вот пират в бандане красной,

Он не страшный, не опасный.

Это просто бутерброд,

Просится к нам прямо в рот!

Клоун Это клоун, милый очень,

Он хохочет и хохочет.

Очень жаль тебя съедать,

Будем вместе хохотать!

Бабочка . Бабочка-красавица

Всем ребятам нравится.

Крылья расписные,

Вкусные такие.

Елочка Елка, елочка! Смотрите,

Вы ее не проглотите.

В бутерброде этом есть

Все, что с пользой можно съесть!

Осьминожка Осьминожки, осьминожки,

Покажите ваши ножки.

Завели веселый пляс,

Потанцуем все сейчас.

Часть 3. Практическая деятельность .

Делаем бутерброды (по выбору воспитателя). Например, «Елоч-ка», «Мимоза».

На заметку взрослым

1. Бутерброды.

«Пират» (см. Прил.)

Продукты: картофель (туловище), полпомидора (бандана), зеле-ный горошек (глаз), перья зеленого лука (повязка на второй глаз), лис-тья петрушки (волосы), кусочки стебля петрушки и колечки маслин (серьги), морковь (нос), на блюде — зеленый салат.

«Клоун» (см. Прил.)

Продукты: картофель (туловище), перец колечками (шапочка), на-резанная соломкой морковь (волосы, рот до ушей), горошек (глаза, нос), морковь кружочками (щеки), кружочки огурца с вырезанными зубчи-ками (воротник, на который ставят голову клоуна).

«Бабочка» (см. Прил.)

Продукты: листья салата (крылышки), морковь (туловище), яйцо крутое, разрезанное пополам (для украшения больших крыльев), огу-рец (кружочки для маленьких крыльев), маслины (головка), петрушка (усики).

«Елочка» (см. Прил.)

Продукты: прямоугольные кусочки хлеба (разложены на блюде елочкой), листья петрушки (на каждый кусочек хлеба), морковь (вер-хушка, подставка), зеленый горошек, кукуруза (игрушки).

«Осьминожка»

Продукты: хлеб, сосиски, надрезанные с одной стороны, поджа-ренные на масле (туловище, ножки), кружочки морковки (глаза), кото-рые крепятся стебельками петрушки.

ЗАНЯТИЕ 8. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ САЛАТЫ

Цель: вызвать интерес и желание готовить новое блюдо — салат; учить правильно пользоваться ножом, теркой; расширять словарь.

Новые слова: соковыжималка, измельченные орехи, мелкая, круп-ная терка.

· См. Катляр 3. Н. Мой теплый дом: В 2-х ч. Ч. 2. Мозырь, 2002.

Ход занятия

Часть 1. Рассмотреть продукты для салата «Зайки на лужайке» (морковь, яблоки, орехи, лимонный сок, сахар).

Крупное, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки.

(Яблоко.)

Красный нос в землю врос. А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос!

(Морковь.)

Часть 2. Практическая деятельность.

Совместно с воспитателем дети делают салат «Зайки на лужайке» (см. На заметку взрослым).

Часть 3. Уборка рабочего места. Угощение: ой, как вкусно!

На заметку взрослым

Салат «Зайки на лужайке» Натереть морковь на мелкой терке, добавить сахар. Натереть ябло-ки на крупной терке, смешать с морковкой. Добавить измельченные орехи. Заправить лимонным соком.

Цель:

Беседа — игра «Этикет и мы» проводится с целью повышения уровня общей культуры детей и развития навыков пользования формами этикета.

Для проведения мероприятия выбрана игровая форма. Игра помогает снять психологическое напряжение, усилить интерес к мероприятию, позволить за короткое время погрузить детей в различные стандартные ситуации, требующие знания этикета, и закрепить эти знания через игровые ситуации.

Тема « Будь всегда вежливым »

Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям,родным, близким, окружающим взрослым и детям. Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Педагог, обращаясь к детям, говорит:

— Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Педагог дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.

Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?

Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации.

Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.

Педагог подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.

— Когда при встрече говорим «здравствуйте», этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?

  • Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.
  • А прощаясь?
  • Сказать не только «до свидания», но и «всего доброго».
  • Надо здороваться со взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если педагог твоей группы стоит не один, то надо сказать всем «здравствуйте».

Дети повторяют правила.

Пользуйся словами вежливого обращения, — говорит педагог.

  • «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и другое.
  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  • На улице, дома, в детском саду, в школе, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
  • Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  • Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п..
  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.
  • Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ НАДО ЗНАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯТЬ ИХ!

Тема « МОЙ ДРУГ МОЙДОДЫР » личная гигиена

ЦЕЛЬ: Воспитание у детей культуры внешнего вида — создание единства внешнего и внутреннего состояния маленького человека.

  • Встреча с доктором Айболитом
  • Рассказ доктора Айболита: Личная гигиена — это поддержание чистоты своего тела. Она необходима не только для сохранения своего тела, здоровья, но и для развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими людьми.

Кто опрятен — тот опрятен.

Рассказывает о позиции этикета, о правилах ухода за телом и лицом, руками и ногами, о необходимости личных предметов гигиены: носового платка, зубной щетки, расчески, мочалки или губки, полотенец для лица и тела.

  • Загадывает загадки о предметах личной гигиены. Альбом, (приложение)
  • Беседа с детьми.

Примерные ВОПРОСЫ:

Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть красиво?

Что такое «личная гигиена» ?

Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком?

Чистые ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?

Когда их следует мыть?

Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах?

Что значит «принимать душ» ? Когда это следует делать?

Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

В домашних условиях необходимы три важных условия воспитания гигиенической культуры: постоянная индивидуальная работа с ребенком, личный пример старших в семье, наличие красивых предметов личной гигиены в ванной комнате. С раннего детства приучать детей к душу, позволяя самостоятельно его принимать. Следует говорить о необходимости содержания в чистоте половых органов, не делая при этом страшного или смущенного лица. Ребенок сам должен следить за чистотой трусиков. Надо постоянно говорить о правилах пользования туалетом, о соблюдении в нем чистоты и порядка.

Тема « Мы едем в автобусе ».

Цель. Познакомить с правилами поведения в транспорте.

  • Во второй половине дня на прогулке педагог предлагает детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми устанавливают «ширму-автобус», расставляют стулья, прикрепляют «кассу с билетами»… Затем педагог, обращаясь к детям, говорит:
  • Ребята хотят покататься с нами в автобусе… Покатаем их? /Дети радостно выражают согласие/. Но, прежде чем пригласить детей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.

Дети перечисляют правила. Педагог дополняет. Затем он предлагает детям занять места.

  • А кто у нас будет водителем? /Вызывает Женю/. Теперь в путь.

Женя, подвези нас, пожалуйста, к детям. Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок педагог садится с куклой НЕЗНАЙКОЙ. Один из детей уступает педагогу место, педагог благодарит ребенка.

Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать Ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обёртки. Педагог просит детей напомнить НЕЗНАЙКЕ, как надо себя вести в автобусе, как поступать в разных случаях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарит, он теперь всё хорошо запомнил и знает, как надо себя вести.

Затем в автобус приглашают детей — небольшими группами: автобус делает несколько «рейсов», группы меняются.

Для освоения правил поведения очень способствуют игры — упражнения, когда педагог одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также коротко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, педагог сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, поняв суть игры, дети включаются в нее очень активно.

Педагог, корректируя ответы детей, объясняет примерно так:

  • Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то….
  • Это будет мешать другим пассажирам, — заканчивает ребенок.
  • Если ты залезешь на сидение с ногами, будешь сорить, то…
  • В автобусе будет грязно, и другим пассажирам — детям и взрослым — будет в нем неудобно и неприятно, — говорит другой ребенок.

Для игры-упражнения могут быть выбраны, конечно, и положительные примеры. Педагог говорит:

  • Если девочка шла, споткнулась о камень, упала и уронила книгу, то…

Надо помочь ей встать, почистить одежду, поднять упавшую книгу, — продолжают дети.

Полезно с детьми повторить правила поведения в транспорте:

  • ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОЙТИ В АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, ДАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЙТИ ВЫХОДЯЩИМ.
  • ПРОПУСТИ ВПЕРЕД ИНВАЛИДОВ. ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГИ ИМ.
  • В ВАГОНЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ У ДВЕРЕЙ, А ПРОЙДИ ВПЕРЕД, ОСВОБОЖДАЯ МЕСТО ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ. СТОЯТЬ И ПРОХОДИТЬ

НАДО ТАК, ЧТОБЫ ПО ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БЕСПОКОИТЬ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ, НЕ ЗАДЕВАТЬ ИХ СВОЕЙ СУМКОЙ, НЕ НАСТУПАТЬ НА НОГИ.

  • СТАРАЙСЯ САДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА УБЕДИЛСЯ, ЧТО РЯДОМ НЕ СТОЯТ ПОЖИЛЫЕ ИЛИ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, ЖЕНЩИНЫ.
  • НЕ ЗАНИМАЙ СИДЕНЬЕ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ОНО РАСЧИТАННО НА ДВОИХ.
  • НЕ СТАВЬ НА СИДЕНЬЯ СУМКИ И ПАКЕТЫ, ЕШИ КТО-ТО СТОИТ РЯДОМ И ДРУГИХ СВОБОДНЫХ МЕСТ НЕТ, ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ ВЕЩИ НА КОЛЕНИ ИЛИ НА ПОЛ ОКОЛО СЕБЯ.
  • УСТУПАЯ КОМУ-НИБУДЬ МЕСТО, МОЖНО СКАЗАТЬ: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА». МОЖНО СДЕЛАТЬ ЭТО МОЛЧА.
  • ОБРАЩАТЬСЯ К СТОЯЩЕМУ РЯДОМ ЧЕЛОВЕКУ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ДЕНЬГИ НА АБОНЕМЕНТЫ ИЛИ АБОНЕМЕНТ НА КОМПОСТЕР СЛЕДУЕТ ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО: «ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕДАЙТЕ /прокомпостируйте/…» НЕ ЗАБУДЬ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ.
  • НЕ ВХОДИ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ С МОРОЖЕННЫМ, ПИРОЖКАМИ, ПИРОЖНЫМ И т.д., ЧТОБЫ НЕ ИСПАЧКАТЬ ОДЕЖДУ СВОЮ И ПАССАЖИРОВ. В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НЕ СОРИ И НЕ СТРЯХИВАЙ СНЕГ ИЛИ ДОЖДЕВЫЕ КАПЛИ С ОДЕЖДЫ.
  • ЧИХАЯ И КАШЛЯЯ, ПОЛЬЗУЙСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.
  • НЕ ПРИВОДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ВНЕШНОСТЬ. НЕ ЧИСТИ НОГТИ, НЕ КОВЫРЯЙ В ЗУБАХ, УШАХ ИЛИ НОСУ.
  • НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙ В ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ ДРУГОГО ПАССАЖИРА, ЧТОБЫ НЕ БЕСПОКОИТЬ ЕГО.
  • НЕ РАЗГЛЯДЫВАЙ ПАССАЖИРОВ.
  • НЕ ПЕРЕГОВАРИВАЙСЯ ГРОМКО СО СВОИМИ СПУТНИКАМИ. НЕ СМЕЙСЯ ГРОМКО.
  • НЕ ПРИСЛУШИВАЙСЯ К РАЗГОВОРАМ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ.
  • К ВЫХОДУ ГОТОВСЯ ЗАРАНЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРОБИРАТЬСЯ ПОТОМ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ ПАССАЖИРОВ.
  • НАПРАВЛЯЯСЬ К ВЫХОДУ, СПРАШИВАЙ СТОЯЩИХ ВПЕРЕДИ, НЕ ВЫХОДЯТ ЛИ ОНИ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕДУТ ДАЛЬШЕ, ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО ПОПРОСИ ПРОПУСТИТЬ ТЕБЯ.
  • МУЖЧИНЫ И МАЛЬЧИКИ ВЫХОДЯТ ИЗ ТРАНСПОРТА ПЕРВЫМИ И ПОМОГАЮТ СПУСТИТЬСЯ СВОИМ СПУТНИЦАМ.

Тема « Мой дом, наведу порядок в нем «.

Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, в классе.

У каждого человека есть свой дом, который не только является местом жительства, но и характеризует его личность: беспорядок в доме показывает, что главная черта его хозяина — проявляемая во всем Беспорядочность. Человек, не любящий свой дом и не делающий ничего, чтобы сделать его чистым, красивым, невнимателен и к своим близким и друзьям.

Пригласить гостей в грязный дом — значит показать неуважение к ним. Следить за домашней чистотой и порядком необходимо.

Работа над понятиями;

дом, наведение красоты, соблюдение порядка, следить за домом, уют, хозяин дома Примерные вопросы:

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Расскажите о доме, в котором вы живете (квартира, комната,).
  • Как вы помогаете маме или бабушке содержать дом в чистоте?
  • Кто создает в доме уют? Что такое уют?
  • Какая одежда должна быть на человеке, убирающемся в доме: чистая и красивая; опрятная; новая; грязная, старая и дырявая; трудно

или легко отстирываемая? Почему вы так думаете?

  • Сима пришла из детского сада (из школы) и расстроилась: в её комнате грязно и неуютно, носки валяются под кроватью, на стуле лежит бельё.

«Бабушка,- закричала Сима,- ну что же ты не убралась в моей комнате? Как я буду в такой грязи? Ничего не ска­зала. Как вы думаете, почему?

Закрепление:

В детском саду (школе) ежедневно дают поручения по наведению порядка и чистоты.. Уборку группы (класса) детскими силами можно проводить регулярно: к празднику, родительском; собранию т.п.

Работа с родителями:

Необходимо приучать ребенка отвечать за порядок в своей квартире, комнате. Важно, чтобы с детских лет ребенок любил свой дом, помогал взрослым в создании в нем красоты и порядка. Похвала и поощрение способствуют закреплению в сознании дошкольника убеждения в необходимости жить в уютном, чистом и красивом доме. Напоминать ежедневно терпеливо и спокойно о том, что следует убирать свои вещи и игрушки на место. Этому учат и девочек и мальчиков. Таким образом воспитывается чувство ответственности за свой дом.

Тема « Как понравиться людям ».

Цель: Воспитание у ребенка культуры внешнего вида — создание единства внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека.

Каждый человек нуждается в любви и желает им нравиться. Взрослые придумали правила, помогающие человеку быть приятным и привлекательным для себя и окружающих, и назвали их « искусством нравиться». А также чтобы понравиться людям нужно обращать внимание и на внешний облик. Рассматривая значение одежды и обуви жизни человека обращаем внимание на этикетные моменты: она дает окружающим сведения о человеке (интересуется ли человек своей внешностью, в богатой или бедной семье живет, любит заниматься спортом или нет, идет в гости или гулять и т.д.).

Давайте сначала поговорим об искусстве нравиться людям.

Существуют правила искусства нравиться:

  • любить людей;
  • быть красивым и привлекательным;
  • быть добрым и веселым, внимательным и заботливым к людям;
  • приветствовать людей при встрече и говорить приятные слова при прощании;
  • уметь красиво сидеть, стоять, ходить;
  • уметь слушать своих собеседников;
  • говорить людям комплименты;
  • обращаясь к человеку, называть его по имени. При этом следует быть искренним в проявлении любви к людям.

Быть аккуратно и чисто одетым — значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону. Существуют виды одежды:

  • легкая и теплая; весенняя, летняя, осенняя, зимняя;
  • верхняя и нижняя;
  • нарядная, праздничная и ежедневная;
  • спортивная и вечерняя.

Одежда может быть красивая и некрасивая; чистая и грязная; удобная и неудобная, опрятная и неопрятная.

За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам. Сочетание различной одежды, которую надевает человек, называется костюмом. Например: Пиджак и брюки, жакет и юбка, платье и жакет.

Провести работу над понятиями:

  • вежливость, доброта,
  • искренность, искусство нравиться,
  • комплимент, любовь,
  • привлекательность, приветствие, умение слушать.
  • аккуратность,
  • внешний вид,
  • костюм,

Примерные вопросы по беседе:

  • Что значит «любить»? Кого вы любите?
  • Что вы делаете для того, чтобы вас любили: мама, папа, друзья, ребята в группе?
  • Какие добрые слова мы говорим друзьям и близким? Для чего мы их говорим?
  • Какими словами мы приветствуем своих знакомых при встрече? Зачем это следует делать?
  • Что значить « уметь слушать собеседника».
  • Что значит уважать людей находящихся рядом?
  • С каким человеком приятно общаться: с красиво и опрятно одетым или наоборот?
  • Как вы думаете, для чего нужна одежда?
  • Как вы храните одежду и ухаживаете за ней?
  • Можно ли в один ящик положить брюки, носки, свитер, майки, трусики?
  • Почему платья, пиджаки вешают в шкаф на плечики? Где висят пальто и куртки?

Закрепление.

Важно постоянно наблюдать за поведением детей, доброжелательно оценивая выполнение правил искусства нравиться. Периодически говорить детям: как ты красиво выглядишь, какая добрая улыбка и т.д. А также обращать внимание на внешний вид и одежду, отмечая, что она очень красивая, чистая и соответствует сезону.

Работа с родителями.

Желательно обращать внимание родителей на умение детей быть приятными в общении, что влияет на их положение в детском и взрослом коллективе. Также предоставить возможность самому ребенку оценивать свой внешний вид, т.е. следить за одеждой и обувью, чистотой бельевых ящиков.

Тема «Зачем человеку завтракать, обедать, ужинать».

Цель: Обогащать словарь детей словами — аппетит, клетки, жиры, белки, углеводы.

Приучать детей к правильному режиму. Дать детям понять, что организм сам регулирует количество принимаемой пищи, необходимое ему для нормального роста и развития.

Материал: Иллюстрации с изображением белковой и углеводной пищи; строение внутренних органов человека

Если задать вопрос — зачем человек ест?

Можно сразу ответить — чтобы не умереть с голоду. Так что оно так, но почему пища так важна для жизни?

Наверно, трудно это объяснить. Не беда, попробуем в этом разобраться вместе.

Для начала хочу спросить, знаете ли вы, что наше тело состоит из удивительных, крохотных частичек — клеток?

Каждая клетка — живой организм, она живет, дышит, питается, растет, стареет и умирает.

Только 2-3 месяца живут клетки, которые придают нашей крови красный цвет.

А клетки, которые живут, находятся внутри желудка, стареют и умирают уже через 5 дней! Отжившие клетки заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Так продолжается всю жизнь человека.

  • Догадайся, откуда берется материал для этой непрерывной работы.
  • Верно, из пищи.

В детском возрасте потребность в пище особенно велика. Дело в том, что у всех людей клетки одинаковой величины. Но у высоких людей их больше, чем у детей. А вы растете, а это значит, что количество клеток в твоем теле день за днем прибавляется.

А все вещества, необходимые для роста и развития твоего организма, приходят с пищей, которую ты потребляешь.

Вот почему нужно слушать взрослых, когда тебе говорят: Ешь хорошо, а то не вырастешь! Недостаток питательных веществ замедлит образование и рост новых клеток.

Из этих веществ и состоит вся наша пища — белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.

Теперь, вы понимаете, почему пища так важна для жизни? Но это еще не все. Нужна нам пища еще и потому, что это «топливо», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. При переваривании пищи в организме выделяется энергия, которая нужна нам для того, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, играть и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, работы мозга, сердца, почек, и всех тех клеток организма.

Зачем организму нужно переваривать пищу, «расщеплять» её на мельчайшие частицы.

Да затем, что только в таком виде пища становится доступной клеткам нашего тела.

Ведь клетки очень — очень маленькие. Детям обжорство так же вредно, как и голодание.

Вы должны получать каждый день определенное количество пищи. Ребята с избыточным весом менее подвижны, быстро устают, но самое главное превышение веса приводит ко многим болезням. Мало есть тоже вредно. При недоедании ребенок слабеет, худеет, быстро устает от физических нагрузок, болеет и плохо растет.

Нужно, чтобы твое питание было разнообразным. Для переваривания пиши организму требуется часа три. Вот и есть нужно примерно часа через три с половиной — четыре часа.

Постарайся кушать в одно и тоже время.

Надеюсь, сейчас вы поняли, почему так важно соблюдать режим, почему так важно соблюдать режим, почему так важно завтракать, обедать и ужинать?

Для того, чтобы быть здоровым, сильным, бодрым!

Приятного аппетита!

Сценарий развлечения в старшей группе "Этикет и вежливость"

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.

Песня «Улыбка»

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний) ,

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие» .

Звучит музыкальный фон

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

Как ты тут? - хлопают по плечу.

Где ты был? - дёргают за ухо.

Я скучал! - руки к сердцу.

Ты пришёл? - развести руки.

Хорошо! – обнимаются.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

звучит музыка.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость» ?

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра- кричалка-путаница

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.

Мимо урны без труда бросим фантики мы?

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.

Мы уступим место?

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Вежливые загадки

1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

  • Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

Блиц-турнир.

  1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
  2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
  3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
  4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
  5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
  6. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
  7. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
  8. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
  9. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
  10. Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:

– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...

– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!

Прав ли он? И почему?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику» .

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.

Задачи: развивать у старших дошкольников потребность в познании социальной действительности; познакомить с понятием «этикет»; формировать представления о навыках социально одобряемого поведения на основе художественных произведений; формировать умения размышлять о музыке, её характере, моделировать музыкальный образ с помощью средств художественной выразительности (слово, изобразительное искусство); воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, аккуратность, честность, вежливость.

Предварительная работа: чтение художественных произведений с последующим обсуждением, просмотр иллюстраций к ним; дидактические игры: «Оцени поступок», «Герои сказок», «Хорошо - плохо», «Можно - нельзя»; речевые игры: «Сочини сказку», «Придумай своё завершение», «Представь, что ты герой сказки…»; проведение нравственно-этических бесед; слушание музыки; установление правил поведения в группе; подготовка презентации «Сказки учат».

Материал: мультимедийная установка; презентационный, тематический материал; льдинки на плоской ёмкости; репродукции картин; белый лист бумаги, цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки).

Ход интегрированного занятия

Воспитатель (В.). Ребята, поздоровайтесь, пожелайте друг другу здоровья.

А ещё поздороваемся с нашим большим экраном, который будет нам помогать, показывать и подсказывать.

Послушайте, что я вам расскажу. За высокими горами, за синими морями, за дремучими лесами, не на небе, на земле, на лесной опушке в сказочной избушке живёт Волшебник по имени ЭТИКЕТ. Как вы думаете, кто это, что это за слово «этикет»? (Ответы детей.)

Этикет - это установленный порядок поведения человека в обществе. Этикет учит, как нужно вести себя в общественных местах: в кинотеатре, в магазине, на улице, в гостях.

Волшебник Этикет очень любит сказки, особенно те, в которых герои помогают друг другу, дружат, заботятся. Посмотрите на экран, как эти сказки можно охарактеризовать? (Добрые, весёлые, разноцветные, хорошие.)

Но среди сказок и рассказов есть такие, где герои совершают плохие поступки, они проказничают, обманывают, обижают. Посмотрите, экран показывает, что эти сказки какие? (Грустные, серые, скучные, бесцветные.)

Как вы думаете, когда волшебник Этикет читал такие серые сказки, что с ним происходило? (Он переживал, расстраивался и даже плакал.) Смотрите на экран, он плакал, и его слёзы превращались в маленькие льдинки. Потрогайте их, какие они? (Холодные, колючие, мокрые, твёрдые, серые.) Мы с вами попробуем развеселить волшебника, растопим льдинки.

Присаживайтесь на стулья. Давайте посмотрим, какие же сказки расстроили волшебника. Герои из какой сказки сейчас на экране? (Три медведя.)

Как вы думаете, что не понравилось волшебнику в поступках героя? (Ответы детей.)

Правильно, так поступать нельзя. Посмотрите, какие правила нам предлагает экран? («Не бери чужого», «Спрашивай разрешения»). Какое правило мы возьмём с собой в группу? (Ответы детей.)Молодцы, я думаю, что после ваших ответов льдинки начинают таять.

Есть ещё один рассказ, в котором поведение мальчика не понравилось волшебнику. Послушайте маленький отрывок. «К нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, сразу понял, что никуда я с мамой не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа, а на шляпе - наша каша».

Помните название этого рассказа? (Ответы детей.) Это рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Как можно объяснить это выражение? Что мальчик сделал плохо? Как вы думаете, как можно было поступить в таком случае? (Ответы детей.) Давайте прочитаем правила на экране и запомним их. («Не обманывай», «Говори правду».)

Посмотрите на льдинки, как вы думаете, что с ними происходит? Почему? (Ответы детей.)

Волшебник немного успокоился и предлагает нам отдохнуть, понаблюдать за бабочкой глазами.

Дети стоят перед экраном. Проводятся упражнение на снятие зрительного утомления.

В. Ребята, смотрите, на экране герой сказки, который не угодил волшебнику. Из какой он сказки? (Ответы детей.) Да, эта сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Чем же поведение мальчика не понравилось Волшебнику? А вы не расстраиваете свои мам? Вы всегда аккуратные и чистые? (Ответы детей.) Сейчас проверим. Если вы считаете, что утверждение верно, поднимайте руки вверх и говорите «да», если нет - махайте рукой и говорите слово «нет». Готовы?

Утром умываемся и делаем зарядку.

Чистим зубы по вечерам.

Надо гулять и ходить пешком.

За стол садимся с немытыми руками.

Носовой платок и расчёску никому не даём.

Обувь надо чистить каждый день.

Вещи нужно содержать в порядке.

Грязные вещи складываем в шкаф.

Чистота - залог здоровья!

Молодцы, внимательные! Уверена, что вы всегда аккуратные!

Пожалуй, экран с вами согласен, вы, любите чистоту и порядок. А мальчик из сказки не любил, поэтому и все вещи от него убежали. Давайте покажем, как.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка в - печку!

Я за книжку, та бежать

И вприпрыжку

Под кровать.

Дети передают движения.

Что же нам говорит экран, какие правила предложит? Как вы думаете? (Ответы детей.) Посмотрим, правы ли вы. («Не будь грязнулей», «Будь аккуратен».)

Давайте подойдём к льдинкам и посмотрим, как они уменьшаются. Мы обязательно их растопим и развеселим волшебника Этикета.

А сейчас посмотрим видеосюжет.

В. Из какого рассказа этот мальчик? (Ответы детей.) Да, это рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Что же мальчик делал не так? Почему ему никто ничего не давал? Чему его научил мудрый старичок? (Ответы детей.) Правильно, он научил его говорить слово «пожалуйста», говорить: тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Давайте станем парами, возьмёмся за руки и, глядя в глаза друг другу, скажем тихо «пожалуйста». Е:щё раз скажем громче и улыбнёмся. Если вы всегда будете так говорить, у вас будет много хороших друзей.

Попробуйте вспомнить другие волшебные слова, которые нужны нам каждый день. (Дети называют, на экране появляются такие же вежливые слова.)

На мой взгляд, вы очень вежливые, знаете правила этикета, уважаете друг друга. А сейчас посмотрим правила. («Не груби», «Будь вежлив».) Надо обязательно их запомнить и не нарушать.

Ребята, разные ситуации, которые происходят в жизни, заставляют нас думать о том, как надо поступить и что сказать. Люди, которые знают правила этикета, добрые, они любят читать книги, любоваться природой, слушать стихи и хорошую музыку. Давайте мы с вами присядем и послушаем музыку, а вы подумаете, о чём она рассказывает.

Звучит произведение Э. Грига «Утро». Дети, прослушав музыку, подходят к столам. Музыка в тихом звучании включается второй раз. Одна подгруппа детей выбирает из предложенных репродукций картины, которые соответствуют музыке, вторая - выбирает и выкладывает на белый лист бумаги предложенные цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки). После выполнения заданий, подгруппы обмениваются мнениями.

В. Присядьте на ковёр в круг, и мы посмотрим на льдинки, удалось ли нам их растопить. Почему они не все растаяли? Как вы думаете? Что надо делать, помнить, выполнять, понимать? (Ответы детей.)

Мы сейчас с вами превратим их в яркие звёздочки, хотите?

Дети берут льдинку на ладошку и говорят слова: «Льдинки-слезинки растопитесь и в звёздочки превратитесь». На экране появляются звёздочки.

В. Получилось! Слезинок больше не будет, будут улыбки, смех, дружба.

Мы с вами сделали много хорошего, помогли волшебнику Этикету. Смотрите, он нас благодарит, радуется, что вы подарили ему звёздочки. Скажите ему до свидания, до новой встречи.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста подготовила Капкович Е.

Этикет для старших дошкольников

Программные задачи:
1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения»
2. Формировать знания детей о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях
3. Развивать навыки вежливого общения
4. Воспитывать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по теме

Ход беседы:

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом


Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?


Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?


Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными


Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых
Воспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)


Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?
Ситуации поведения

(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)








Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.