Основные этапы первой примерки и их последовательность. Подготовка к примерке изделий верхней одежды

Если вы шьете одежду по выверенным лекалам, и абсолютно уверены в том, что посадка по фигуре и баланс изделия будут соблюдены практически идеально, несколько примерок выполнить все равно нужно. А что говорить о нестандартных фигурах? В этом случае примерки просто необходимы и их количество определяется при пошиве и зависит не только от сложности модели, ткани, из которых шьется изделие, но и от профессионализма портного. Мы расскажем вам как подготовить изделие к примерке и правильно ее провести.

Важные моменты при примерке изделий: примерку платьев и блузок производят в нижнем белье, жакетов – в рубашке, пальто – в свитере или жакете.

Первая примерка: все по правилам!

Для того чтобы подготовить изделие к первой примерке необходимо сметать вытачки, швы, наметочными стежками перенести на лицевую сторону линии полузаноса полочек, перегибы лацканов, расположение петель (если они предусмотрены в изделии), расположение карманов, пат и т. п. Если по спинке платья предусмотрены застежка-молния, ее следует вметать. Также необходимо вметать рукава. Припуски по низу изделия заметать. Если в изделии предусмотрены подплечники, примерку следует производить с ними.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Желательно перенести наметочными стежками линии груди, талии, бедер на лицевую сторону. Это упростит процесс корректировки баланса изделия, если таковой потребуется.

Наденьте подготовленное изделие на заказчика (под заказчиком мы понимаем того, на кого шьется изделие), застегните молнию на платье, на жакете или пиджаке сколите обе полочки по линии полузаноса, совместив детали по линии талии и по низу изделия.

Не спешите сразу приступать к перекалыванию швов, сначала внимательно оцените посадку изделия, баланс передней и задней части изделия, совпадение горизонтальных линий (груди, талии, низа изделия).

Что следует делать на первой примерке?

На первой примерке следует оценить общий вид изделия и посадку по фигуре, ширину и длину спинки и полочки, рукавов, длину и раствор вытачек, расположение рельефных швов и декоративных деталей. Если в изделии есть рукава, на первой примерке следует проверить ширину и длину рукава, подогнуть и заметать рукава до нужной длины, затем отделите рукав от изделия и переходите к устранению дефектов посадки, если это требуется.

Баланс изделия – важный показатель!

Баланс изделия – многих пугает это определение, однако сложного тут ничего нет, главное понять как правильно оценить баланс изделия и как исправить дефекты посадки, если они возникли.

ВАЖНО! Если при построении базовой выкройки изделия вы точно сняли мерки, проблем с балансом изделия быть не должно.

Многие опытные портные при снятии мерок используют плечевую накладку, которую очень просто сшить, однако она будет незаменимым помощником при снятии самых важных мерок, формирующих баланс изделия.

Рис. 1. Выкройка и детали кроя плечевой накладки

Выкроите из плотной ткани 2 детали передней и задней половинок накладки без припусков на швы. Сложите обе детали изнаночными сторонами друг к другу и обметайте по контуру швом зиг-заг или оверложным швом.

Сшейте 4 бейки шириной 0,5 см и длиной 0,5 м и притачайте по разметке. Линию плечевого шва обозначьте машинной строчкой контрастными нитками.

Для фиксации обхвата талии сшейте бейку шириной 0,5 см и длиной равной 2-м обхватам талии. При снятии или контроле мерок повяжите на шею накладку, а по талии бейку, зафиксировав ей бейки, притачанные к накладке на полочке и спинке.

Рис. 2. Плечевая накладка на манекене

При помощи такой накладки очень удобно снимать мерки, сопряженные с линией талии, длину плеча и обхват шеи.

Рис. 3. Снятие мерки Длина плеча с помощью плечевой накладки

Так что же такое баланс изделия? Это уравновешенность всех частей изделия, надетого на фигуру — соответствие плечевых и боковых швов, линии талии и линии груди и их полное соответствие фигуре заказчика.

Мерки, которые составляют основу баланса изделия – Длина переда до талии (ДТП) и Длина спинки до талии (ДТС). Еще их называют балансовыми мерками.

Рис. 4. Снятие мерки Длина переда до талии (ДТП)

Рис. 5. Снятие мерки Длина спинки до талии (ДТС)

Есть 3 вида баланса: переднезадний, боковой и баланс, характеризующий разновидность сочетания опорной части детали с ее нижней частью.

Самые распространенные дефекты изделия связаны с нарушением переднезаднего (или вертикального) баланса (определяется линией талии) и бокового (или горизонтального) баланса – определяется углом наклона плечевых срезов.

Если при примерке видны балансовые дефекты, необходимо переколоть плечевые швы, (используйте булавки), а расположение самого шва наметить мелом.

ВАЖНО! При нарушении переднезаднего баланса требуется более сложная корректировка, о которой мы расскажем подробно чуть позже.

Уточните длину изделия, расположение рельефных швов, расположение карманов и петель. Вырез горловины переда, спинки и пройм (без припусков) обмелите мелком по лицевой стороне ткани, в горловину вколите воротник. Все изменения, внесенные при примерке, перенесите на парные детали.

Вторая примерка — повышенная готовность

При подготовке изделия ко второй примерке необходимо стачать и проутюжить вытачки и рельефные швы (кроме плечевых и боковых), вшить молнию, обработать карманы.

Проводить вторую примерку следует аналогично первой, но уровень готовности изделия гораздо выше, поэтому вы сможете с большей уверенностью внести изменения, если это потребуется, сравнить полученный силуэт с эскизом модели и скорректировать силуэт заужением или расширением боковых швов.

Совет! При примерке боковые швы платья будет проще скорректировать, если надеть изделие изнаночной стороной наверх. Сколите припуски швов булавками, затем аккуратно снимите изделие и стачайте по наметке.

Необходимость третьей и последующих примерок зависит от сложности модели, качества ткани и уровня вашего профессионализма. После завершения пошива изделия удалите все наметочные стежки, булавки и проведите влажно-тепловую обработку изделия.

Мы желаем вам совершенствовать ваше швейное мастерство, ведь даже опытным мастерам всегда есть чему учиться. Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!

Высокое качество изделий по индивидуальным заказам обеспечивается
прежде всего своевременным выявлением и устранением их недостатков
(дефектов) в процессе примерок.

Одежда изготавливается с одной или двумя примерками в зависимости от сложности фасона, индивидуальных особенностей заказчицы и квали­фикации закройщика. При этом задача закройщика состоит в том, чтобы помочь выбрать фасон изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы, направления моды и свойств материалов.

Необходимость примерок вызвана и используемыми в практической работе при разработке первичной конструкции изделия расчетно-графическими методами, которые являются приближенными методами конструирования.

При проведении примерок изделий обращают внимание на три основ­ных момента:

Уточнение посадки изделия на фигуре;

Уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры;

Уточнение размеров, формы и положения отделочных деталей в изделии.

Аналогично индивидуальному производству примерки проводят и при проектировании новых моделей для массового производства. Отличие только в том, что примерки и уточнение конструкции производят на типо­вую фигуру базового размера или на манекен.

Все дефекты, возникающие в процессе разработки конструкции и изго­товления изделий, делят на три группы: конструктивные, технологиче­ские и дефекты моделирования. В данном пособии рассмотрены только конструктивные дефекты, не связанные с ошибками моделирования.

Выделяют следующие стадии работы по уточнению конструкций:

1. Подготовка изделия к первой примерке.

2. Проведение первой примерки.

3. Внесение изменений в изделие по результатам первой примерки.

4. Проведение второй примерки.

5. Окончательное изготовление изделия на индивидуальную фигуру или образца модели на типовую фигуру.

Несмотря на то, что для различных видов изделий и покроев преду­сматривается различная последовательность действий при примерках из­делий, можно выделить общие рекомендации по их проведению.

В случае изготовления изделий с одной примеркой необходимо осо­бенно точно и тщательно провести раскрой, примерку и правильно вы­полнить уточненную обмелку.

Перед раскроем ткань проглаживают, а при необходимости декатиру­ют (смачивают или увлажняют и сушат).

Изделие раскраивают по изготовленным шаблонам деталей данной мо­дели и без них, непосредственно строя детали на ткани. При этом строго соблюдают направление нитей основы, направление ворса, условие со­вмещения рисунка и, если необходимо, симметричность.

К контурам срезов деталей при их раскрое дают припуски по ширине и длине для уточнения (по срезам спинки, боковым швам, горловине, прой­ме, низу). В таблице 11.1 приведены величины припусков к деталям одежды для уточнения моделей при примерке на фигуре заказчицы.


Таблица 11.1 – Запасы для уточнения моделей одежды на фигуре заказчицы

Юбка:

3. сметывают и заметывают боковые швы;

4. заметывают низ;

5. к верхнему срезу приметывают корсажную ленту или пояс, вметывают застежку молнию;

6. ВТО, чистка, контроль качества, прикалывают паспорт.

Брюки:

1. проверяют детали кроя, переносят линии;

2. сметывают и заметывают вытачки, складки, рельефы;

3. сметывают и заметывают боковые, шаговые, средний срез, заметывают низ.

4. Приметывают пояс или корсажную ленту, вметывают застежку – «молнию»;

5. ВТО, чистка, контроль качества, прикалывают паспорт.

Подготовка изделий к примерке. Получив крой от закройщика, бригадир или мастер приступает к подготовке изделия к примерке. Эта процедура включает следующие операции:

Проверку наличия деталей кроя, перенос линий с одной парной детали на другую и прокладывание ниточных строчек по меловым линиям;

Стачивание вытачек, рельефных швов, складок на полочках; обработку бортовой прокладки, верхних плечевых накладок и частей нижнего воротника;

Влажно-тепловую обработку полочек, спинки, бортовой прокладки и верхних частей рукавов;

Соединение нижнего воротника с прокладкой;

Сметывание и заметывание составных частей спинки; сметывание и заметывание боковых и плечевых срезов; прокладывание кромки по проймам;

Заметывание низа изделия;

Стачивание передних срезов рукавов;

Сметывание и заметывание локтевых срезов правого рукава; заметывание низа рукава;

Вметывание нижнего воротника в горловину;

Вметывание правого рукава в пройму;

Прикрепление верхних плечевых накладок и паспорта изделия;

Проверку качества выполненных операций, подготовленных к примерке.

К примерке могут быть обработаны борта и карманы изделия. В изделиях на фигуры сутулые, перегибистые и с разной высотой плеч к примерке вметывают два рукава.

Изготовление изделия с одной примеркой требует от закройщика большой ответственности за качество выполнения примерки.

Проведение примерки. При проведении примерки закройщик уточняет посадку изделия на фигуре, формы и пропорции деталей изделия, размеры декоративно-отделочных деталей и их размещение на изделии.

Примерку проводят в такой последовательности:

Надевают изделие на заказчика и закалывают булавками полочки, совмещая линии полузаноса;

Расправляют изделие на фигуре и осматривают все изделие;

Выпарывают рукава из проймы;

Уточняют баланс изделия;

Проверяют облегание изделием фигуры заказчика в соответствии с силуэтной формой, выявляют необходимость дополнительной влажно-тепловой обработки, определяют участки, требующие различных прокладок;

Определяют ширину борта, расположение и количество петель и форму воротника;

Уточняют линию проймы правого рукава, соединяют правый рукав с проймой булавками, уточняют высоту оката, расположение контрольных знаков, ширину и длину рукава;

Уточняют длину изделия;

Определяют расположение и форму декоративных элементов (карманов, хлястиков, отделочной строчки и т. д.).

Баланс и силуэтную форму изделия проверяют с учетом правой и левой сторон изделия. Все остальные изменения выполняют по правой стороне. Нанося и уточняя конструктивные линии, закройщики пользуются условными меловыми обозначениями(табл. 2.2.1.).

После проведения примерки закройщик выпарывает нижний воротник, рукав, распарывает боковые и плечевые швы. Затем по правой стороне изделия, руководствуясь нанесенными меловыми обозначениями, закройщик снова намечает линии горловины, плеча, проймы, боковых срезов и низа изделия, если они изменились; уточняет форму лацкана и расположение петель; наносит линии соединения отделочных деталей на изделии, предварительно уточнив их форму; проверяет ширину и длину оката рукава и соответствие его пройме, уточняет ширину и длину рукава; затем определяет окончательную форму нижнего воротника и длину его в соответствии с горловиной.

На деталях изделия закройщик условными обозначениями намечает расположение необходимых прокладок и места дополнительной влажно-тепловой обработки для лучшего закрепления формы изделия; проверяет наличие контрольных знаков для соединения деталей и при необходимости наносит новые знаки; выкраивает мелкие детали (верхний воротник, подборта, накладные карманы, хлястики и т. д.) В зависимости от модели изделия.

Изделие вместе с выкроенными деталями закройщик передает для дальнейшей обработки. Мастер или бригадир, получив изделие после примерки, проверяет наличие деталей, просматривает внесенные изменения, удаляет нитки сметывания и новые меловые линии переводит на симметричные детали, прокладывает ниточные строчки по линиям, по деталям верха подкраивает детали подкладки и приступает к обработке изделия.

Особенностью и преимуществом индивидуального пошива одежды является возможность провести примерки, во время которых можно проверить правильность посадки изделия на фигуре, уточнить положение отдельных деталей, устранить дефекты, вызванные ошибками при снятии мерок, изготовлении чертежа.

Перенос линий выкройки на детали кроя

Все контурные линии выкройки и маркировки можно перенести на Детали швейного изделия различными способами. Выбор способа зависит от того, нужно ли видеть линии только на изнаночной стороне деталей кроя, или они должны быть и на лицевой стороне. Важно также учитывать вид и свойства материала.

Перенести линии выкройки быстро и аккуратно можно с помощью резца с колесиком и копировальной бумаги (рис. 73, о), цвет которой должен быть контрастным цвету ткани. После раскроя сложенные лицевыми сторонами внутрь детали кроя с приколотой булавками выкройкой накладывают на разложенную копировальным слоем вверх бумагу и проводят колесиком резца по всем контурам выкройки, внутренним линиям и меткам. Контуры выкройки должны проявиться на обратной стороне в виде точек. Этот способ нельзя применять для тонких тканей.

Так же переносят линии на вторую деталь.

Перенос линий выкройки копировальными строчками (рис. 73, б) вы научились выполнять в 6 классе. Это трудоемкий способ, и применяют его для тонких тканей или для того, чтобы линии были видны на лицевой стороне.

Рис. 73. Перенесение линий выкройки на детали кроя: а - колесиком резца; б- копировальными стежками-силками; в- прямыми стежками; г - булавками

Перенос линий выкройки можно выполнить с помощью прямых стежков ниткой контрастного цвета, стежки прокладывают по следу колесика, разъединив детали (рис. 73, в).

Опытные портные при переносе контуров выкройки пользуются булавками. Булавки вкалывают насквозь через два слоя ткани в точках пересечения прямых линий выкройки, переворачивают детали кроя и соединяют точки, обозначенные булавками, с помощью линейки и портновского мелка (рис. 73, г). При переносе кривых линий булавки вкалывают так часто, как это необходимо для того, чтобы выявить контуры линии. Этот способ неприменим для очень тонких тканей, так как булавками можно вызвать раздвижку нитей.

Сметывание изделия для первой примерки

При подготовке изделия к примерке соединение деталей выполняют вручную стежками временного назначения или на швейной машине стежками длиной 5-6 мм, позволяющими быстро разъединить детали. Такое временное соединение деталей называется сметыванием. В начале и в конце ручных строчек необходимо сделать два-три обратных закрепляющих стежка, иначе при проведении примерки нитки разойдутся и шов распорется. Сметывать изделие нужно на столе, а не на весу.

Сметывание среднего шва спинки

Если изделие имеет на спинке средний шов, то перед сметыванием детали спинки складывают лицевыми сторонами внутрь и, совместив намеченные контуры, скалывают их булавками, которые располагают поперек шва. Параллельно намеченной линии шва, отступив на 1 мм в сторону срезов деталей, прокладывают прямые ручные стежки (рис. 74). Разрез под застежку перед примеркой не сметывают.

Рис. 74. Сметывание среднего шва спинки

Сметывание вытачек

Если вы выбрали модель с вытачками, следует знать правила их обработки.

Чтобы сметать простую вытачку (идущую от среза), нужно сложить деталь лицевой стороной внутрь по средней линии, совмещая боковые линии и контрольные надсечки. Затем сколоть булавками и проложить прямые стежки по боковой линии (рис. 75, а).

Чтобы обработать сплошную вытачку (расположенную в середине Детали), ее сметывают, начиная от одного из концов вытачки (рис. 75, б).

Рис. 75. Сметывание вытачек: а - простой; б - сплошной

Сметывание плечевых срезов

Соединяя спинку и перед, детали кроя складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают плечевые срезы, скалывают булавками, после чего сметывают со стороны спинки (рис. 76). Если деталь спинки имеет плечевые вытачки, их обрабатывают перед сметыванием плечевых срезов и заутюживают в сторону середины детали. Обычно плечевой срез спинки для лучшего облегания лопаток делают немного длиннее, чем срез полочки. Излишек длины при сметывании немного припосаживают, укорачивают до образования легкой выпуклости.

Рис. 76. Сметывание плечевых срезов со стороны спинки

Сметывание боковых срезов

Для соединения изделия по боковым срезам спинку и перед складывают лицевыми сторонами внутрь, совмещают контрольные метки, уравнивают срезы и, сколов булавками, сметывают со стороны переда (рис. 77).

Рис. 77. Сметывание боковых срезов со стороны переда

Соединение лифа с юбкой

В изделиях, отрезных по линии талии или бедер, лиф вкладывают в юбку так, чтобы обе детали были обращены друг к другу лицевыми сторонами. Уравнивают их срезы по талии, совмещают контрольные метки и боковые швы и скалывают булавками. Сметывают детали со стороны юбки (рис. 78).

Рис. 78. Сметывание лифа с юбкой

Заметывание подгибки низа

Припуск на подгибку перегибают по линии низа на изнаночную сторону и заметывают (рис. 79).

Рис. 79. Заметывание подгибки низа

Практическая работа № 20

Подготовка изделия к примерке

Материалы и инструменты: детали кроя, швейные нитки, игла, наперсток.

  • Перенесите все контурные, внутренние линии и контрольные точки на детали кроя любым из изученных способов.
  • Сметайте детали изделия, заметайте нижний срез.

Контроль

  • Контурные линии и контрольные точки деталей швейного изделия совмещены.
  • Концы строчек хорошо закреплены.

Новые понятия

Резец с колесиком, копировальная бумага, сметывание.

Контрольные вопросы

1. Какой способ перенесения линий выкройки на ткань вы выбрали? 2. По какой линии прокладывают сметочные строчки? 3. Для чего нужно выполнять закрепление концов строчек?

Тема. Подготовка плечевого изделия к первой примерке.

Цель. Расширение знаний о подготовке изделия к примерке; формирование
умений подготовки и проведения примерки, устранения выявленных дефектов;
развитие внимания, зрительной памяти; формирование компетентности
личности в сфере экономической деятельности и повседневной жизни:
позитивного отношения к трудовой деятельности, воспитание основ
культуры труда, политехнического мышления.

Оборудование. Таблицы «Дефекты плечевых изделий и способы их
устранения», страницы «журнала», образцы изделий, инструкционные карты,
тестовые задания с матрицей ответов, плакат с рисунками образцов швов,
оценочный лист, мяч, бумага, маркеры

Инструменты и материалы. Нитки, иголки, ножницы, детали кроя,
портновские булавки, портновский мел.

Тип занятия. Комбинированное.

Ход занятия

І. Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест к уроку.

ІІ. Оглашение темы, постановка учебных задач, мотивация.

Предлагаю сегодняшнее занятие провести в форме устного журнала, каждая
страничка которого обозначает определенный этап урока. Итак, тема –
«Подготовка плечевого изделия к 1 примерке». На уроке у вас будет
возможность проявить и расширить свои знания об обработке плечевого
изделия, усовершенствовать навыки обработки отдельных деталей, работы с
технической документацией.

1-я страничка нашего журнала «Этнографическая»

Мы занимаемся изготовлением плечевого изделия, и поэтому нельзя не
вспомнить о самом популярном, традиционном для нашей страны виде одежды
– сорочке. В Украине, по обычаю, девушка должна была собственноручно
сшить и вышить 35 сорочек. Считалось, что не каждая способна изготовить
хорошую сорочку. Тогда и появились такие поговорки:

«Таке уродиться, що подивитись, мов людина, а пошити сорочку не вміє»,

«Є така, що заміж іде, а ума у неї пошити сорочку нема»,

«Нечисто пошиє, мов килим, а на споді хоч смали»,

«Мережка – там сук, а там болячка».

Как видим, издавна девушек ценили за их трудолюбие, аккуратность,
художественный вкус, за их золотые руки.

Одна из главных черт ментальности украинки – это опрятность. В народной
песне в обработке М. Лысенко говорится:

А у них, багачок, А досвіту вберусь,

Та по сім сорочок, Ще й до хлопців сміюсь

А у мене одна, Щоб у них, багачок,

Та й та біла щодня. Не брехав язичок. А я з вечора намочу, Я у
них залюбки

Опівночі полощу, Відіб’ю парубків.

Я думаю, что мы, люди, живущие в XXI веке, не должны забывать о своих
корнях, и уж, конечно, в умениях не уступать своим пра-, прабабкам.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

2-я страничка – «Терминологическая»

Сейчас необходимо проявить знания терминологии ручных и машинных работ.
Перед вами на столах лежат бланки тестовых заданий (Приложение 1).
Выберите правильный вариант ответа, и зарисуйте кружочком буквы а, б или
в. На эту работу отводится 2 мин.

А теперь проведем взаимопроверку в парах. Обменяйтесь тестами с соседом
и возьмите в руки матрицу правильных ответов. Ее нужно наложить на бланк
тестов так, чтобы верхний сигнальный квадратик совпал с отверстием в
матрице. Теперь правильные ответы окажутся отмеченными красными
кружочками. Подсчитайте количество ошибок. На проверку отводится 1 мин.

Поднимите руку, кто допустил 3, 2, 1 ошибку. Приятно, что вы
разбираетесь в терминологии, эти знания пригодятся сегодня на уроке.

Страница 3-я – «Блиц-опрос»

Давайте немного поиграем: у кого в руках окажется мяч, должен ответить
на вопрос.

В чем состоит подготовка деталей кроя плечевого изделия?

По каким линиям прокладывают копировальные стежки?

С какой целью выполняют подготовку деталей кроя?

Как следует сметывать вытачки?

Каких правил безопасности следует придерживаться во время работы с
иглами и булавками? С ножницами?

III. Изучение нового материала.

Следующая страница – «Теоретическая»

1. Подготовка изделия к первой примерке.

Подготовка изделия к первой примерке во многом аналогична той, которая
проводилась при пошиве изделия в 8 классе. Добавляются такие операции,
как заметывание застежки и сметывание срезов рукава.

Последовательность подготовки изделия к примерке:

1. Сколоть и сметать изделие в следующем порядке:

а) сколоть и сметать вытачки (плечевые и нагрудные – от вершины к
срезам, талиевые – от вершины до вершины);

б) сколоть и сметать плечевые срезы спинки и переда;

в) сколоть и сметать боковые срезы, совмещая линии талии.

2. В изделиях, отрезных по линии талии или бедер, приметать верх изделия
к юбке по копировальным стежкам, совмещая средние линии на спинке и
полочках, а также боковые швы.

3. Заметать застежку, перегнув подборт по линии борта в сторону изнанки.

4. Сметать шов правого рукава.

Инструкции по проведению практической работы есть у вас на столах.

2. Проведение первой примерки, устранение дефектов.

Вопрос: С какой целью проводится примерка?

После уточнения посадки изделия на фигуре, проверки расположения
вытачек, боковых, плечевых швов, глубины выреза горловины и пройм,
выполняется примерка рукава. Рукав прикрепляют к пройме, совмещая высшую
точку оката с плечевым швом (для сутулой фигуры центр оката перемещают
на 1 – 1,5 см к переду, а для перегибистой – к спинке), контрольные
точки оката совмещают с контрольными точками пройм.

При правильной посадке одежда не должна иметь заломов, морщин и
перекосов. Давайте ознакомимся с возможными дефектами изделия, используя
таблицу.

(работа с таблицей «Дефекты плечевого изделия и способы их устранения»)

Мы с вами переворачиваем следующую страницу – она называется
«Профориентационная»

Какие профессии, связанные с обработкой ткани, вам известны?

!””Z”oesseeOOEe?E??E??EE§

(Художник-модельер, закройщик, швея-мотористка, портной, гладильщик)

Остановимся более подробно на работе швеи-мотористки, поскольку это
самая массовая профессия швейного производства.

(Сообщение ученицы)

Место работы – швейные фабрики, ателье индивидуального пошива одежды,
швейные производственные объединения. От грамотности и умений швеи
зависит качество готового изделия.

В процессе работы швее-мотористке приходится подбирать номера игл и
ниток, заправлять и регулировать их натяжение; устанавливать иглы и
лапки; регулировать длину и частоту машинных стежков для различных
тканей; читать техническую документацию по обработке изделия; выполнять
строчки различной конфигурации.

Она должна уметь обращаться и работать со специальными машинами: для
стегальных операций, обметывания петель, подшивочных работ, обметывания
деталей. Кроме того, швея-мотористка чистит и смазывает машину, а при
необходимости устраняет неполадки. Чтобы правильно обработать изделие,
нужно разбираться и в волокнистом составе тканей, выполнять
математические расчеты, знать законы симметрии и зрительной иллюзии.

Всему этому можно научиться в средних профессионально-технических
училищах, куда можно поступить после окончания девятого или
одиннадцатого класса.

К профессии швеи-мотористки предъявляется ряд существенных требований.
Они обусловлены тем, что во время трудового процесса швея должна
постоянно находиться в определенной зоне производственной среды, рабочая
поза ее фиксирована, общение с другими работниками исключено, работа
требует постоянного внимания, сосредоточенности и аккуратности.

Труд швеи-мотористки однообразен, если она не владеет несколькими
смежными технологическими операциями. Носит он исполнительский характер
и не предусматривает непосредственного творчества, за исключением
совершенствования приемов работы.

Не следует отождествлять профессии швеи-мотористки и портного, который
осуществляет сам все функции вспомогательной и основной деятельности.

Прошу вас ответить на вопрос: какие требования предъявляет профессия
швеи-мотористки к личности? (ответы учащихся)

Сейчас вы сможете ее проверить, поскольку следующая страничка нашего
журнала – «Психологическая».

Упражнение на тренировку зрительной памяти.

Я покажу вам плакат, на котором изображены 5 образцов швов. Все они
пронумерованы. Вам необходимо в течение 6 сек. внимательно рассмотреть
их и запомнить то, что увидите. После этого я показываю один из
образцов, а вам нужно вспомнить, под каким номером он был изображен на
плакате.

У того, кто правильно ответил, хорошая зрительная память.

Второй вопрос: какой шов был изображен на этом рисунке? Для чего он
применяется? (ответы учащихся)

IV. Первичное закрепление новых знаний и умений учащихся

Мы открываем страницу – « Контрольная»

Пусть не пугает вас название, мы просто повторим и закрепим все то, о
чем шла речь на сегодняшнем уроке.

(Работа в малых группах)

Для этого разделимся на небольшие группы, каждая из которых получит
задание. В группе вам необходимо обсудить проблему, найти решение и
представить результаты своей работы. 5 мин. на обсуждение.

Выработать критерии оценивания изделия, подготовленного к первой
примерке.

Как изменится последовательность подготовки изделия к примерке, если
изменяется фасон (например, имеется кокетка, рельефные линии)?

Расположите в правильной последовательности этапы проведения первой
примерки.

(обсуждение и презентация ответов)

V. Практическая работа

Следующая страница – «Практическая»

Вам необходимо подготовить изделие к первой примерке, провести ее, если
это возможно, выявить и устранить дефекты. Инструкции по проведению
практической работы вы найдете на рабочем столе. Не забывайте о
соблюдении правил безопасности при работе с булавками, иглами и
ножницами.

VI. Подведение итогов

Страничка «Итоговая»

Переходим к подведению итогов(Работа в парах). Вам необходимо провести
взаимооценивание, используя критерии, выработанные ранее. Результаты
записать в оценочный лист.

Наиболее успешно справились с заданием…(демонстрация лучших работ).
Типичные ошибки обусловлены, чаще всего, нарушением технологии,
невнимательностью, поспешностью (демонстрация типичных ошибок – если
имеются)

Мы хорошо поработали, я надеюсь, вы узнали что-то новое, для вас
интересное; подготовили изделие к дальнейшей обработке. Оценка за урок
будет представлять собой средний балл за теоретическую и практическую
часть урока. Заполните, пожалуйста, оценочный лист до конца.

VII. Домашнее задание

Последняя страничка – «Прощальная»

К следующему занятию вам необходимо подготовить инструменты и материалы
для пошива изделия.

Урок окончен.

Приложение 1

«ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ И МАШИННЫХ РАБОТ»

1. Временное соединение двух деталей, приблизительно одинаковых по
размеру, называется:

А) смётывание;

Б) намётывание;

В) стачивание.

2. Временное прикрепление меньшей детали к большей – это:

А) притачивание;

Б) примётывание;

В) обмётывание.

3. Соединение двух деталей наложением называется:

А) намётывание;

Б) замётывание;

В) настрачивание.

4. Соединение двух или нескольких деталей, приблизительно одинаковых
по размеру:

А) стачивание;

Б) настрачивание;

В) застрачивание.

5. Соединение различных по размеру деталей:

А) смётывание;

Б) притачивание;

В) обтачивание.

6. Соединение двух деталей, при котором одна изнаночной стороной
накладывается на лицевую сторону другой:

А) застрачивание;

Б) намётывание;

В) настрачивание.