Педагогические идеи Л.К.Шлегер. Вклад шлегер в развитие теории дошкольной педагогики Шлегер о роли игры в обучении

Москва - Ленинград, Госиздат, 1930. № 1. 32 с.: ил., черт.; № 2. 32 с.: ил., черт.; № 3. 32 с.: ил., черт.; № 4. 32 с.: ил., черт. Тираж 35000 экз. Цена каждой тетради 20 коп. 22,4х17 см. В изд. цветной литографированной обложке в стиле супрематизма. Например, во второй тетради среди прочих иллюстраций силуэты трактора на пашне и покупатель в кооперативе. Необычная счетная тетрадь для первоклассников. Редчайший вариант использования супрематизма в печати для оформления детских учебных принадлежностей!

На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетра­дей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.).

Условно можно выделить несколько причин интереса к данной проблеме.

Первые детские книги математического содержания создавались по аналогии со школьными учебниками. Это позволяло точно определить осваиваемое дошкольниками содержание, наметить его последовательное усложнение; облегчало процесс обучения и развития детей дошкольного возраста. В данном аспекте познавательные книги с математическим содержанием и первые рабочие тетради обычно были адресованы старшим дошкольникам и младшим школьникам и обеспечивали преемственность математического развития на данных возрастных этапах.

Познавательная книга является своеобразным (учителем), вы­ступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Час­то такие книги адресованы родителями и используются в семье в процессе и совместной деятельности воспитателя и детей.

Относительно математического развития дошкольников ценность познавательной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания. В познавательной книге возможно представление математического содержания в наглядной форме:

В литературном сюжете, посредством ярких образов - персонажей, через создание проблемных ситуаций, к решению которых можно привлечь детей;

Изобразительными средствами иллюстрации; такая «двойная» наглядность очень «созвучна» возрастным особенностям дошкольников (эмоциональность, доминирование наглядно-образного мышления, предпочтение игровой деятельности). Книга представляет собой синтез искусств (литературы, графики, полиграфии), и образ, представленный в ней, воспринимается детьми в единстве различных средств выразительности (слова и иллюстрации) (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, Р. И. Жуковская, Л. М. Гурович, В. Я. Кионова). Данные средства как бы усиливают друг друга, способствуют созданию более яркого «обогащенного» образа, облегчают его понимание. В искусствоведческих (Н. Н. Куприянов, В. А. Ватагин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский) и психолого-педагогических работах (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Е. А. Флерина, В. А. Езикеева и др.) представлены основные требования к книге для детей, изучены особенности и закономерности восприятия образа дошкольниками, проявление интереса к книге.

С учетом особенностей книг для детей делались попытки раз­работки познавательных книг для дошкольников. При этом усиление познавательного начала (насыщение математическим, экономическим, естественнонаучным содержанием) не должно было снижать художественной ценности произведения. Обобщая все многообразие познавательных книг с математическим содержанием, условно можно выделить:

1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников;

2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. В зависимости от возраста детей, которым адресованы книги-альбомы, варьируются содержание и цели их применения. Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей - рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова {вверху - внизу, большое - маленькое). Для детей более старшего возраста (5-7-ми лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, тематические - «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т.п. Как правило, в данных энциклопедиях информация представлена в занимательной форме; книги содержат иллюстрации и образные примеры, рассчитанные на особенности старших дошкольников и младших школьников. Энциклопедические варианты книг сами по себе являются средством ак­тивизации интереса детей к познанию нового. Объем книги, формат (обычно А4), множество различных фотографий и рисун­ков, факты, рассчитанные на «зону ближайшего развития», вызы­вают познавательный интерес дошкольников. Представление информации по главам обеспечивает лимитирование времени и содержания занятий с детьми. В ряде книг новая информация представлена в занимательной оболочке - в форме сюжета сказки, истории (В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей» (М., 1993); Л. А. Левинова, К. А. Сапгир «Приключение Кубарика и Томатика, или Веселая математика» (М., 1977); Ж. Житомирский, Л. Шеврин «Математическая азбука» (М., 1980)). Для данных книг характерна интеграция художественных средств (художественная литература и иллюстрации) и познавательной составляющей (ин­формации логико-математического характера). Как правило, в данных книгах присутствуют «сквозные» персонажи, участву­ющие во всех эпизодах и близкие опыту детей; сюжеты и эпизоды часто аналогичны детской жизнедеятельности или повторяют сю­жетные линии известных детям произведений. Идентификация детей с персонажами вызывает эмоциональные переживания и желание помочь персонажу (подсказать, решить задачу, вместе с ним узнать что-то новое и т. п.). Содержание, как правило, структурировано по главам, которые моделируют последовательность занятий с детьми.

Ко второй группе можно условно отнести разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий (3. А. Серова «Знаком­люсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе»). Подобные пособия и книги также могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Как правило, задания в таких книгах представлены в порядке усложнения. Также в книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании; предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге; приводятся некоторые игры (игры типа крестов; игры с обручами и т. п.).

Часто в данных книгах используют различные символы - подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. п.), что позволяет детям, не умеющим читать, ориентируясь на символы, понять содержание задания. На тех же идеях основано и использование рабочих тетрадей, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражне­нии в умениях; развитии логических операций. На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп («Математика - это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программам (Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математическая тетрадь для дошкольников»; Соловьева Е. В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»).

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений. Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности. С учетом особенностей книг для детей делались попытки раз­работки познавательных книг для дошкольников. При этом усиление познавательного начала (насыщение математическим, экономическим, естественнонаучным содержанием) не должно было снижать художественной ценности произведения.

Фортунатова, Елена Яковлевна , авт. учебных пособий. В соавторстве с Л.К. Шлегер (1863 – 1942) и др. сост. учебные пособия, изданные в Москве: «Первые шаги. Азбука и первое чтение после азбуки» (1912; неск. изд.) – в соавторстве с Л.К. Шлегер; «Второй и третий год обучения в начальной школе (из опыта экспериментальной школы)» (1915); «Крестьянство как союзник рабочего класса. Очерк» (Л., 1926); «Школа и деревня. Букварь и книга для чтения» (1926; неск. изд.); «как работать со счетными тетрадями. Метод. указ. для учителя» (1929); «Картинки и слова. Для второго года обучения» (1929); «Зима. Вторая тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Картинки и слова. Для третьего года обучения» (1930); «Будь готов. Книга для работы во второй группе деревенской школы» (1930; неск. изд.); «Весна. Третья тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Осень. Первая тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Когда это бывает? Наблюдения природы» (1932; неск. изд.); «Книга для чтения» (1933; неск. изд.); «Букварь» (1933; неск. изд.); «Краевая учебная книга для школ Московской области. Ч. 1» (1934); «Методич. руководство к Букварю» (1934; неск. изд.); «Наглядность на уроках объяснительного чтения» (1936; неск. изд.); «Мурашкинская начальная школа» (1937); «Методич. указания к таблицам по русскому языку» (1938); «Учебник русского языка. Для второго класса начальной школы» (1947); «О работе с детьми семилетнего возраста» (1949).

Так в букваре Е. Фортунатовой и Л. Шлегер нашла отражение кадровая политика партии:

В городе

Был хозяин на заводе

Нас он в голоде держал

У него отец Володи

За станком весь день стоял.

Уж давно с того завода

Богатей тот убежал

И теперь отец Володи

Управлять заводом стал

В деревне

Близ деревни жил-был барин

Дом-дворец, как роща сад

У него отец Евгеши

Холил малых жеребят.

Уж давно-давно тот барин

Из деревни убежал.

И теперь отец Евгеши

Управлять совхозом стал.

Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер (1863-1942) началась в 1882 г., а с 1905 г. она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях. Однако уже вскоре они были вынуждены установить элементы организованного воздействия на детей, а затем ввели так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы, перейдя фактически к планированию работы народного детского сада. В то же время воспитательная работа не объединялась какой-либо единой программой или целью.

В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств. Л. К. Шлегер оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. После Великой Октябрьской социалистической революции она активно участвовала в развитии теории и практики советского дошкольного воспитания.

Московское отделение своим влиянием охватывало район Марьиной рощи, тогдашней окраины Москвы. Характерны для этого района в 20-х годах были сильно развитая кустарная промышленность, небольшая сеть культурно-воспитательных учреждений. В Московском отделении не было широкой сети учебно-воспитательных учреждений. Сюда входили Центральный детский сад (руководитель - Л.К. Шлегер) и первая трудовая школа (руководитель – К.В. Полтавская), но зато центр научно-педагогической и пропагандистской работы был очень сильным. Здесь находилась школьная и дошкольная педагогическая выставка, отдел педагогических материалов. Педагогическая библиотека с отделением на иностранном языке, педагогический техникум со школьным и дошкольным отделениями.

С 1920 по 1923 год в составе первой опытной станции было ещё несколько учреждений (детский дом в Очакове под руководством Д.И.Петрова, клуб «Детское гнёздышко» во главе с И.Г.Розановым)» (Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993, с. 35).

«Первая трудовая школа была базовой для 16 школ района Марьиной рощи, которые под руководством работали над педагогическими проблемами» (Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993, с. 37)

«Особенно интересно была поставлена работа в Центральном детском саду в Москве, где собрался коллектив опытных сотрудников, пионеров строительства детского сада в России (Л.К. Шлегер, Е. Шабад, Е. Флерина и другие). Центральный детский сад не ограничивался внутренней работой. Он являлся центром пропаганды идей дошкольного воспитания, охраны здоровья детей и изменения окружающего быта в обслуживаемом районе. Пропаганда носила не только просветительный характер (консультации, выставки и т.д.), но и действенный. Коллектив детского сада выступал в Москве инициатором строительства площадок, детских садов на общественных началах» (Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993, с.37).

Краткие биографические данные

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительниц.

В 1882 году Л.К. Шлегер начинает работать в качестве учителя начальных классов, также в семьях выполняет функции домашней воспитательницы, чуть позднее осуществляет педагогическую деятельность в детском приюте для бедных и больных детей г. Москвы.

В 1906 году принимала активное участие в создании просветительного общества «Сетлемент», которое далее было преобразовано в общество «Детский труд и отдых».

В 1905-1918 гг. является руководителем первого московского народного детского сада, осуществляющего работу в форме экспериментально-педагогической лаборатории. Одновременно, начиная с 1907 г. осуществляла работу вместе с Е.Я. Фортунатовой в экспериментальной начальной школе для мальчиков и девочек. Являлась также преподавателем Московского городского народного университета, где осуществляла подготовку воспитательниц.

В 1918году Л.К. Шлегер осуществляла консультативную работу по организации дошкольного воспитания в Наркомпросе.

С 1919 года по 1932 год являлась заведующей дошкольного отдела, орагизованного при первой опытной станции по народному образованию.

В 30-хх гг. проводила исследовательскую работу по проблемам начального обучения.

Умерла в 1942 году в Москве.

Вклад в науку

Замечание 1

Л.К. Шлегер внесла значительный вклад в разработку вопросов организации обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада.

Заметный след в педагогике оставили работы Л.К. Шлегер, в которых описываются методические основы организации бесед с детьми дошкольного возраста, обосновывается необходимость систематического изучения детей, в результате чего применяется индивидуальный подход в работе. Кроме того, Л.К. Шлегер были разработаны и апробированы специальные упражнения, направленные на развитие органов чувств дошкольников.

Обобщение и анализ практической работы в условиях народного детского сада привело к созданию методического пособия, предназначенного для воспитателей, в содержание которого входил список рекомендованной литературы, подборка игр, песен для детей, перечень экскурсий, необходимых для дошкольников.

В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников. Описанные автором рекомендации по проведению ритмических движений под музыку, подвижных игр, ручного труда, деятельности, направленной на самообслуживание, коллективного труда, методические основы организации сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации не потеряли своей актуальности и в современной педагогике.

Основные труды

В число основных трудов Л.К. Шлегер входят самостоятельные работы и работы, выполненные в соавторстве с Е.А. Фортунатовой, А.У. Зеленко, С.А. Харьковой, С.А. Черепановым:

  • Первые шаги. Азбука и первое чтение после азбуки (1912)
  • Материал для бесед с маленькими детьми. Пособие для детских садов. Вып. 1 (1913).
  • Второй и третий год обучения в начальной школе (1915)
  • Практическая работа в детском саду (1915)
  • Осень. Первая тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Зима. Вторая тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Весна. Третья тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Когда это бывает? Наблюдения природы (1932)
  • Букварь (1933)
  • Методическое руководство к Букварю (1934)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Направление подготовки - 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль - «Дошкольное образование»

Кафедра дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Л.К. Шлегер о необходимости создания русского детского сада»

Выполнила:

Одинцова Ирина Александровна

студентка 1 курса

очной формы обучения

Научный руководитель:

доцент Киселёва Ирина Евгеньевна

Ростов-на-Дону - 2016

Введение

1. Истоки педагогической деятельности Луизы Карловны Шлегер

1.1 Жизнь и деятельность выдающегося педагога дошкольного воспитания

1.2 Педагогические взгляды по дошкольному воспитанию Луизы Карловны Шлегер

2. Шлегер о необходимости создания русского детского сада

2.1 Народный детский сад Луизы Карловны Шлегер

2.2 Детский сад Луизы Карловны Шлегер: сущность и значение

2.3 Подготовка педагогов-дошкольниц

3. Вклад Шлегер в развитие теории дошкольной педагогики

Заключение

Список литературы

Введение

Детский сад - это образовательное учреждение, специализирующееся на общественном воспитании детей дошкольного возраста. В Российской Федерации оно относится к одному из видов детских дошкольных организаций.

Основное предназначение детских дошкольных учреждений состоит в осуществлении первоначального этапа формирования личности детей и обучения их навыкам общения со сверстниками и минимальная подготовка их к общеобразовательному процессу. Кроме этого они необходимы и доступны для широких масс в области решения проблемы занятости родительского состава.

Зарождение первых детских дошкольных учреждений в России произошло в 60-х гг. ХIX в. Все они имели платную основу, без участия государства в их организации. В связи с высокой стоимостью услуг, ограниченным временем пребывания, как правило, около четырех часов, к услугам данных заведений могли прибегнуть лишь материально обеспеченные родители. Первый бесплатный детский сад был открыт в 1866 г. на основе благотворительного «Общества дешевых квартир» в городе Петербург. Здесь, так же как и в других дошкольных организациях, проведение занятий осуществлялось по системе Фребеля.

Начало ХХ в. обозначилось открытием в России значительного числа, как платных, так и бесплатных детских садов, приютов и центров для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. Не смотря на это, в общем, всестороннее развитие дошкольных учреждений имело низкую тенденцию роста. И уже к 1917 г. в стране осуществляли свою деятельность 280 детских садов, сконцентрированных в больших городах, среди которых 250 - платных.

Развитие и осуществление процесса дошкольного воспитания в России воплощалось в жизнь лишь только благодаря душевному подъему педагогов, которых невозможно оставить без внимания, а именно А.С. Симонович, Е.Н. Водовозову, Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеева.

Своей творческой, педагогической, теоретической и практической деятельностью они осуществляли процесс выделения дошкольной педагогики из общей педагогики и оформление ее в самостоятельную педагогическую науку, что и определяет актуальность темы курсовой работы «Л.К. Шлегер о необходимости создания русского детского сада».

Цель исследования заключается в определении и установлении характеристики историко-педагогических идей Шлегер о необходимости создания русского детского сада.

Предмет исследования - основная роль Луизы Карловны в процессе формирования детских дошкольных учреждений.

Объектом исследования курсовой работы служат педагогические идеи и практика дошкольного образования и воспитания Луизы Карловны Шлегер.

Цель, предмет и объект исследования обозначили решение в данной работе следующих задач:

Изучить истоки педагогической деятельности Луизы Карловны Шлегер;

Провести анализ первого народного детского сада города Москвы;

Обозначить вклад Луизы Карловны в развитие теории дошкольной педагогики.

Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и список литературы.

Во введении обозначена актуальность исследования, определены цель, предмет, объект, сформулированы задачи, показаны новизна, практическая значимость работы.

В первой главе «Истоки педагогической деятельности Луизы Карловны Шлегер» рассмотрена жизнь знаменитого педагога и основные предпосылки ее педагогической деятельности.

Во второй главе «Шлегер о необходимости создания русского детского сада» раскрыта теория и основные положения в творческой деятельности на основании ее детского дошкольного учреждения.

В третьей главе «Вклад Луизы Карловны Шлегер в развитие теории дошкольной педагогики» обозначен вклад великого швейцарского педагога дошкольного образования в историю педагогической деятельности.

В заключении подведены общие итоги курсовой работы и изложены основные выводы.

В процессе подготовки данной курсовой работы основным материалом послужили монограммы, учебная литература, публикации авторов в российских научных периодических изданиях, а также в сети Интернет.

1. Истоки педагогической деятельности Л уизы К арловны Шлегер

1.1 Жизнь и деятельность выдающегося педагога дошкольного воспитания

Луиза Карловна Шлегер родилась 1863 г. в селе Игнатьеве, сегодняшней Тульской области, а умерла в 1942 г. в Москве. Всю свою жизнь она посвятила педагогической деятельности и проявила свое активное участие в области дошкольного воспитания и начального образования. Она прошла обучение при Саратовской женской гимназии, где и окончила педагогический класс в 1882 г. С 1884 по 1887 гг. она продолжила свое обучение на историко-философском факультете высших женских курсов города Москвы, а с 1887 по 1903 гг. на педагогических курсах Московского общества воспитательниц и учительниц.

В 1882 г она посвятила себя работе в педагогической сфере. Так с 1882 по 1903 гг. она работала учительницей начальных классов и практиковала воспитательную деятельность на дому. В первой половине XX в. советский инженер-архитектор Александр Устинович Зеленкий познакомил Луизу Карловну со студентом Станиславов Теофиловичем Штацким, наделенным идеей движения «Settlement». «Settlement» - это клубы в рабочих кварталах городов США, сформированные с целью культурно-просветительской деятельности.

Идейное движение захватило ее. Она находилась в 1906 г. среди инициаторов создания просветительского общества «Settlement», со временем реорганизованного в общество «Детский труд и отдых». С 1905 по 1918 гг. под ее руководством находился сформированный при обществе первый народный детский сад в городе Москва, который в 1919 г. был включен в состав первой опытной станции Наркомпроса. С 1907 г. она продолжила свою деятельность в созданной в творческом союзе с Еленой Яковлевной Фортунатовой экспериментальной начальной школе. При Университете Шанявского Шлегер осуществляла преподавательскую деятельность на курсах подготовки воспитательниц. С 1918 г. в Москве в отделе народного образования она выступала одновременно, как в роли консультанта по дошкольному воспитанию в Наркомпросе, так и принимала участие в подготовительном процессе педагогов для работы в детских садах. В 1930-х гг. основной род ее деятельности был представлен исследовательской работой в сфере начального обучения.

Основная педагогическая система Луизы Карловны была сформирована на основе воздействия представления о свободном воспитании. Основное предназначение общества, воспитательного учреждения заключалось в ограждения детей от отрицательных влияний среды, формирование условия для совершенствования их способностей, самодеятельности, инициативы и творчества.

Луиза Карловна Шлегер у истоков своей педагогической деятельности не признавала потребности в целенаправленном педагогическом руководстве и постепенном планировании работы с детьми. Функции воспитателя в соответствующей деятельности должны были быть устремлены в сторону целенаправленного восприятия, а так же помощи детям в их свободном самостоятельном проявлении. Для этого ей были предложены игры и ручного труд, как одна из разновидностей общей организации жизни в детском дошкольном учреждении. На практике в детском саду Шлегер приводила в жизнь систематическую воспитательную работу. Со временем она всё больше внимания направляла в сторону вопросов руководства и планирования деятельности детского сада. Она создала увлекательный и схожий с практическими потребностями детей дидактический материал. Тяготея к преемственности между детским садом и начальной школой, Шлегер и Фортунатова выдвинули предложение и применили на практике в экспериментальной школе принципы комплексной системы обучения. Основная цель применения их состояла в приведение в упорядоченное положение и расширение кругозора детей об окружающем мире, что должно оказывать благоприятное влияние на развитие самых разных интересов и способностей, в том числе формированию навыков чтения, письма и счёта.

С 1918 г. Луиза Карловна посвятила себя проблемам разработки системы дошкольного воспитания, обеспечение материальными средствами и методами работы дошкольных организаций. Принципы, подкрепленные доказательствами Шлегер, и выступающие в виде неразрывности семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, исследование психофизиологических отличительных черт ребёнка и окружающей его среды в течение всего процесса работы с ними, нашли свое отражение в ее методе, письмах Наркомпроса, материалах Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию.

Луиза Карловна много внимания отводила процессу деятельности переходных групп для детей в возрасте семи лет, что находило свое обоснование в том, что вплоть до 1943 г. школьное обучение начиналось с восьми лет, а прием детей в детские дошкольные учреждения был направлен на детей до 6 лет. В своих методических работах по обучению грамоте Шлегер было выдвинуто предложение применять на практике в виде основного учебного пособия таблицы, сформированные самими учащимися. С ее точки зрения букварь выступал в роли не учебника, а в роли первой книги предназначенной для чтения. Со временем широкое распространение приобрели разработанные ею книги направленные на получение первых азов чтения. К таким актуальным ее разработкам относятся:

Сочинения: Практическая работа в детском саду, М. 1915 г.;

Материалы для бесед с маленькими детьми, в. 1-3, М. 1913 - 1914 г.;

Особенности работы с детьми семилетнего возраста, Л. 1924 г.;

Методическое руководство к букварю, M. 1935 г.

1. 2 Педагогические взгляды по дошкольному воспитанию Луизы Карловны Шлегер

Внушительную активность в формировании организаций для детей дошкольного возраста в первой половине XX в. произвели общественные организации города Москвы. Среди них как наиболее инициативная выделялось Московское общество воспитательниц и учительниц, при Педагогических курсах которого в 1908 г. был открыт детский сад для девочек, а в 1910 г. - отделение по подготовке педагогического состава детских садов. Интенсивное всестороннее развитие совокупности детских садов после Великой Октябрьской социалистической революции выдвинуло на первый план потребность в разработке абсолютно новой системы общественного дошкольного воспитания. Формирование советского дошкольного воспитания данного времени происходило в борьбе с самыми разными буржуазными формами организации и теориями: теорией свободного воспитания, самостоятельного развития и методом проектов. Всестороннюю известность в данный период времени набирает общество «Settlement» Станислава Теофиловича Шацкого, где и осуществляла свою активную деятельность Луиза Карловна Шлегер, как один из активных его членов. Как и остальные представители данного общества, она с интенсивным упором проявляла свою позицию против целевой направленности официальной педагогики. Основная цель деятельности общества была направлена на то, чтобы сделать менее трудной и тяжелой положение детей трудящегося состава населения. Слова Шацкого «возвратите детям их детство» представляли главный его девиз. Участники общественного движения прилагали все возможные усилия, чтобы воплотить в жизнь идею «защиты детства», сформировать «новое воспитание детей», без силового принуждения и наказаний, властвовавших в казенной школе. Всецело поглощенные данной утопической идеей, они предпринимали все возможные попытки, чтобы на практике водворить в жизнь отличительные от других «оазисы» - воспитательно-образовательные учреждения, осуществляющие свою деятельность в отсутствии действующей системы школьного образования. Члены общества осознавали, что столь трудное положение детей трудящихся связано с государственным строем царской России, но все равно они считали, что изменить в лучшую сторону жизнь народа, а так же «защитить детство», можно лишь при помощи распространения знания и правильного воспитания. Но идеи не схожие с государственной политикой стали следствием закрытия в 1907 г. общества «Settlement». Не смотря на факт того, что участники общества не были ни каким образом связаны с революционным движением рабочего класса Москвы, факт закрытия был обоснован следующим образом: «за предпринимаемые попытки воплощения социализма среди маленьких детей».

Закрытие общества «Settlement» не смогло погасить страсть горевшую в сердцах его участников. Группа педагогов продолжила свою интенсивную деятельность во вновь сформированном ими в 1909 г. обществе «Детский труд и отдых». Здесь ими меньше внимания отводилось социальным проблемам, а основная идея была представлена более полной разработке методических вопросов, анализу литературы и опыта зарубежной педагогики.

Луиза Карловна Шлегер - общепризнанный деятель дошкольного воспитания в дореволюционные годы и впервые годы правления Советской власти проводила чрезвычайно внимательное изучение литературы по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом. Она между тем была отрицательно настроена в отношении к механическому перенесению заграничных образцов в русскую педагогику. Первоначально в находящемся под ее руководством детском дошкольном учреждении были введены занятия с фребелевским материалом, но после итогов скрупулезного анализа они были отвергнуты ею и сняты за формализм, не допускающий возможности детской активности и творчества. Не принят ею также был и материал Монтессори, так как она считала, что в нем отсутствует связь с жизнью и интересами детей.

В процессе своей педагогической деятельности Луиза Карловна устремлялась к поиску абсолютно новых путей воспитания, следуя сформировавшимся условиям жизни в России и национальных отличительных черт русского народа. Совместно со своими сотрудниками она производила подбор нового дидактического материала - «жизненный материал (глина, песок и дерево), который предоставлял бы детям возможность обнаружить в себе творческую активность и самостоятельную творческую деятельность.

От программных, строго подчиненных регламенту занятий по Фребелю воспитательницы под управлением Шлегер произвели переход к формированию процесса воспитательной работы на основе эмпирического изучения детей, их интересов и предоставления им полной свободы действий в играх и занятиях. Взяв за основу принцип «присматриваться к детям, куда они поведут», а именно ориентируясь на их самопроизвольное, стихийное развитие, Луиза Карловна встала на путь педоцентризма. Но на практике воспитательная деятельность в народном детском саду со временем полностью расходилась с теоретической позицией педоцентризма, что нашло свое отражение в отчетах детского сада за временной период с 1909 по 1917 гг. В качестве яркого примера служит факт того, что воспитательницы дошкольного учреждения были вынуждены осуществлять в своей работе установку каких-то определенных элементов организованного влияния на детей, формировать известную последовательность в работе, оригинально, хотя бы поверхностно производить управление над жизнью детей. Совместно со свободными занятиями, сформированными на базе изучения и учета детских интересов и текущих переживаний, осуществлялся порой ввод «обязательных занятий для всех детей» (дежурства). Соответствующие занятия способствовали поддержанию определенной устойчивости и последовательности в воспитательной работе детского сада. Таким образом, сотрудники дошкольного учреждения заранее не обдуманно становились на путь преодоления педоцентризма, при этом все больше отстраняясь вопросов планирования и продуманной организации воспитательной работы. На том этапе, где практика производила выход их на вполне самостоятельный путь исканий, на путь отказа от педоцентризма, воспитательницы народного детского сада внесли вклад, наделенный большим значением в методике работы с детьми дошкольного возраста. И это все происходило несмотря на то, что ни Шлегер, ни ее сотрудницы в данный период времени еще не смогли встать на верный путь.

Для того, чтобы предоставить семилетним детям народного детского сада естественный и неощутимый для них переход в начальную школу, а также, для того, чтобы увеличить границы опыта поиска «новых путей воспитания и образования детей школьного возраста», при обществе «Settlement» в 1907 г. открылась экспериментально-опытная школа для мальчиков и девочек.

Осуществив анализ и произведя обобщение практики народного детского сада Луиза Карловна разработала несколько выпусков пособия для работников детских садов, которые имели название «Материалы для бесед с маленькими детьми». В пособиях была обозначена литература для воспитателей, игры и песни для детей, представлены экскурсии, проведение которых может быть представлено и в иных детских дошкольных учреждениях. Издания были наполнены иллюстрациями и фотоснимками детских рисунков и поделок.

Данные пособия не содержали в себе текст самих бесед, а содержали лишь вопросы, относящиеся к содержанию в соответствии с темами бесед («лето», «осень», «зима», «весна» и «фрукты»). Луиза Карловна не устанавливала перед собой цель воспроизвести полное содержание занятий детского сада, а ею были выделены только лишь одни беседы с детьми и связанные с ними самостоятельно изготовленные детские работы.

В «Материалах для бесед с маленькими детьми» ей были представлены важные методические указания о том, каким образом необходимо задавать детям наводящие вопросы, как осуществлять развитие их внимательности, каким образом выполнять процесс коллективной и индивидуальной работы в тесной связи с беседами (из бумаги, глины и дерева, являющиеся своеобразным «языком детей»). Здесь обозначалось, как именно необходимо производить рассказывание детям, основываясь при этом на их возраст и уровень развития. Соответствующее пособие приобрело широкую известность и массовое распространение в России. Оно получило положительный отзыв со стороны зарубежных педагогов, несмотря на то, что в нем сказалось определенное влияние идей педоцентризма. Итогом педагогических исканий Шлегер стала «Практическая работа в детском саду», выступившая в виде краткого руководства для работников детских садов, центров и приютов по наиболее значимым разделам воспитательной работы.

На главные позиции в педагогическом процессе детского сада Шлегер ставила игровую деятельность. «Ребенку нужно предоставить широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре необходимо относиться с огромным вниманием и полной серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».

Неоспоримой значимостью ею был наделен ручной труд (главным образом работы по дереву). «... Он предоставляет выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее».

Ручной труд оказывает большую помощь в осуществлении процесса воспитания у детей и формирования их умения владеть собой, а так же внутренней самостоятельной дисциплины. Деловое настроение группы, общее настроение и интересы формируются в атмосфере труда. Ручной творческий труд должен состоять в тесной связи с другими занятиями, а кроме этого у детей необходимо воспитывать привычные реакции самостоятельного обслуживания, что оказывает благоприятное влияние на их самостоятельность, замечала Шлегер.

Луиза Карловна отводила большое внимание физическому воспитанию и рациональному питанию детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - представляли главные условия для осуществления их нормального развития. Согласованность элементов движения под музыку, подвижные игры, ручной труд и деятельность по самостоятельному обслуживанию представлялись как неотъемлемые элементы правильного физического развития ребенка.

В своей книге «Практическая работа в детском саду», Шлегер обозначила методические указания в отношении вопросов физического и эстетического воспитания, воспитания у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, а так же аспекты в отношении определенных вопросов умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания и драматизации).

Не оставалось в стороне и воспитание в отношении органов чувств. Главный путь сенсорного воспитания детей представлялся Шлегер в виде естественной ежедневной воспитательной трудовой деятельности с ними - в играх, ручных работах и занятиях со строительным материалом. В ряде случаев для осуществления проверки развития органов чувств ей были применены специально предназначенные упражнения. Так в народном детском саду Луизой Карловной был применен значительный по величине строительный материал для игр и занятий, введены куклы, применению которых в воспитательной работе детского сада она уделяла большое внимание. «Кукла - живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней», - писала Шлегер. - «Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка».

В своей книге Шлегер обозначила рекомендации, обращенные к воспитательному составу, чтобы они вели свою группу, начиная с младшей и до перехода детей в школу, что обеспечит достаточно полное изучение индивидуальных особенностей детей и подход к каждому из них на практике.

В книге Луизы Карловны Шлегер отсутствует даже намек на религиозное воспитание детей, что значительно отличает ее от других теоретических работ по дошкольному воспитанию (Вентцеля, Тихеевой). Ее книга «Практическая работа в детском саду» приобрела широкое распространение среди дошкольных работников до революции. Она выступала в роли настольной книги дошкольных работников и впервые годы Советской власти.

Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер берет свое начало с 1882 г., а с 1905 г. она предстает в виде активного участника общества «Settlement» и «Детский труд и отдых», основная деятельность которых представлена воспитательными мероприятиями, направленными на детей бедных слоев населения Москвы.

Луиза Карловна Шлегер оказала большое влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В практической деятельности Луизы Карловны и ее сотрудников в народном детском саду имеются большие методические достижения. Однако, несмотря на то, что практика работы детского сада стояла на пути преодоления педоцентризма и детский сад, руководимый Луизой Карловной Шлегер, представал в виде образца продуманной, хорошо организованной воспитательной работы, в своих теоретических высказываниях Шлегер продолжала отстаивать позиции защиты «свободного самовыявления ребенка», «отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка».

2. Шлегер о н еобходимост и создания русского детского сада

2.1 Народный детский сад Луизы Карловны Шлегер

В 1905 г. Луиза Карловна Шлегер встала во главе первого Московского народного детского дошкольного учреждения, специализация которого в основном была направлена на детей рабочих и ремесленников, но и исключением не были дети из иных сословных групп. Приводя описание своего творческого опыта в книге «Практическая работа в детском саду» (1917 г.), Шлегер обозначила в ней систему взглядов демократического дошкольного воспитания детей из народа. Под воздействием мысленных образов педагогики проникнутой передовыми идеями здесь проводилось научное познание каждого ребенка. В детском саду формировался исключительный микроклимат, в котором воспитанники осуществляли свободное, ничем не обремененное развитие умственно и физически. Кардинально опровергая казарменную систему строгого подчинения младших, педагоги народного детского сада смогли построить отношения с воспитанниками на основах свободы выбора, самостоятельности и демократии. Здесь дети обучались ремеслу, принимали участие в коллективных экскурсиях, осуществляли постановку спектаклей, организовали загородное летнее поселение - «колонию». Утром помещение общества было открыто для дошкольников, а по вечерам занятия в клубах отводились детям старшего дошкольного возраста. Из мебели в комнатах присутствовали столы и скамейки, а обслуживающий персонал с целью экономии отсутствовал. Члены общества осуществляли свою деятельность в экспериментальном детском саду Луизы Карловны Шлегер на безвозмездной основе.

Построение педагогической концепции в детском дошкольном учреждении осуществлялось на основе уважения к личности, индивидуальном подходе к каждому ребенку, отзывчивости и заботе о физическом, умственном, нравственном и, эстетическом развитии. Кроме этого здесь стремились развивать у детей самостоятельность и взаимную помощь друг другу, свободу выбора занятий, игр и видов творчества, а так же здесь производилось научное познание детского поведения и поиск новых форм и методов воспитательного процесса.

Луизой Карловной Шлегер были разработаны следующие принципы свободного дошкольного воспитания:

Каждый ребенок наделен правом на свою собственную жизнь;

Каждый возраст наделен своими интересами, своими возможностями, и в связи с этим подвергать изучению необходимо каждый возраст;

Детям необходимо предоставить абсолютно полную свободу в работе и игре;

Свободный труд выступает в виде главного показателя роста;

Материал, которым мы наполняем программу детского сада, должен быть гибким, широким, предоставляющий детям возможность самостоятельно устанавливания без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;

Думать о внедрении общественности искусственным путем, предоставляя детям готовые формы, для данного возраста не имеют возможности, им необходимо первоначально закрепить свою личность;

Основная наша роль - помогать, направлять, изучать, наблюдать.

«Можно с полной уверенностью подтвердить, что все, что вошло в жизнь детского сада в наших условиях, было создано совершенно самостоятельным, органическим, творческим путем», - писал Станислав Теофилович Шацкий.

Луиза Карловна внесла коренные преобразования в основные цели и ценности, содержание, формы, методы и способы воспитательно-учебного процесса дошкольной организации. Внося последовательные отрицания в сосредоточенные вне ребенка задачи воспитания, она твердо обозначала устремленный к идеям Льва Толстого принцип «свободного самовыявления ребенка», который в перспективе приобрел широкое распространение среди новых дошкольных образовательных организаций. Наделив детей полной свободой действий в занятиях, воспитательный состав работников осуществлял помощь в их развитии, путем отказа от формальности программ и заорганизованной воспитательно-учебной деятельности. Беря за основное направление своей жизненной позиции идеи свободного воспитания, Луиза Карловна писала: «Не задаваясь целью давать готовые знания ребенку, детский сад имеет в виду развитие в нем способности черпать эти знания самому из окружающей жизни. Детский сад стоит на требовании активности и самодеятельности ребенка, а не на пассивном восприятии. Взрослый является наблюдающим, изучающим и руководящим помощником ребенка в его стремлении к движению вперед. Детский сад, ставя в центре своего внимания личность ребенка, строит свою работу на ее изучении. Подходя к работе определенного возраста, он начинает с изучения всех физических и психических особенностей ребенка. Детский сад есть основа социального воспитания, и в этом большое право на его признание и существование». Таким образом, педагогический состав способствовал процессу самообучения дошкольников.

Она утверждала, что в воспитательном процессе следует основной упор делать на программу жизни, а не на программу занятий. «План жизни детей» и формирует ядро воспитательно-учебного процесса, основой которого служат природные склонности и стремления детей.

В народной дошкольной организации не ограничивали в правах инициативную сторону педагогической деятельности и свободу выбора детей, как в играх, так и в занятиях. Отказавшись от формализованного педагогического руководства и планирования работы, Луиза Карловна Шлегер делала основной упор на, то, что воспитатель обязан оказывать помощь и поддержку свободному самостоятельному выражению детей, которое воплощается в жизнь в самых разных играх и занятиях трудовой деятельностью. Впоследствии в детском дошкольном учреждении постепенно стали внедряться выдвинутые и обязательные занятия в соответствии с планом воспитательницы. Станислав Теофилович Шацкий отмечал, что в соответствующей системе московского детского сада есть отличительный признак, которого невозможно увидать у Фрёбеля, но который присутствует у Монтессори: наделена высшей степенью значимости была педагогическая наука. Формировались методы организации массовой педагогической работы, для этого необходимо было помочь педагогу развить навыки наблюдения, умение быстро и точно производить запись и анализ полученного материала. Педагоги выполняли исследование самых разных проблем развития детей, дошкольная организация и ее сотрудники были сосредоточены на передовых рубежах научной мысли. Итогом многолетнего изучения дошкольников выступили труды: «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду», в которых Луиза Карловна Шлегер опубликовала получившие в ближайшей перспективе широкую известность методических рекомендациях по организации бесед с детьми и воплощению в жизнь специальных упражнений для развития органов чувств. Таким образом, Луиза Карловна внесла весьма ощутимый теоретический и практический вклад в становление системы народного просвещения в нашей стране.

Интенсивно защищая принцип единства семейного, общественного дошкольного воспитания и начального обучения, она провела глубокое изучение психолого-педагогических отличительных черт развития детей из так называемых неблагополучных семей. В своей концепции комплексной системы воспитания и обучения Шлегер обозначила принцип преемственности деятельности дошкольной организации и начальной школы, что оказало благоприятное влияние на построение навыков чтения, письма, счета, систематизации жизненного чувствия детей и внесло интенсивное развитие их творческих способностей. Главной по значению в дошкольном воспитании педагог выделяла творческую деятельность с деревом, так как наделяют потребности ребенка в деятельности, в творении вещей, а так же в приведении в жизнь их творческих замыслов. «Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее». шлегер русский детский сад

В ходе проведения занятий основанных на ручном труду происходило воспитание самостоятельного стремления и самостоятельной дисциплины. При этом в процессе проведения занятий прилагались все возможные усилия, чтобы избавиться от рутинной работы, для того, чтобы сохранить непосредственный интерес к процессу труда.

«В детском саду необходимо проводить разработку умения самостоятельного обслуживания, так как таким образом, возможно, привить ребенку самостоятельность» - говорила Луиза Карловна Шлегер. Устанавливая на лидирующие позиции игровой процесс в дошкольном воспитании, она была твердо уверена, что ребенку «нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».

Станислав Теофилович Шацкий в статье о Шлегер писал, что со времен Фрёбеля общий замысел системы воспитания содержал в себе высшую ценность - ребенка-исследователя, в связи с тем, что его жизнь представляет нечто иное как процесс познания, причем главным фактором здесь служит - инстинкт поиска. Основные составные части детской жизни: физическое развитие, искусство, умственная и социальная жизнь, игры и физический труд. Педагогу требуется провести изучение жизненного опыта ребенка, и следует формировать подходящие условия, которые окажут помощь детской исследовательской деятельности: их речь, все навыки формируются на базе огромной внутренней психической работы.

В процессе бесед с воспитателем ребенку намного легче дается процесс восприятия и накопления полученного ими материала, причем дети, с большим желанием рассказывают о том, что знают и что входит в их круг интереса. Педагог должен сконцентрировать внимание на предмете разговорного процесса. При помощи разговоров о животных и растениях направляется мысль ребенка, и концентрировать на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль ребенка работать в определенном направлении. Например, проводя беседу о каком либо определенном живом существе, воспитатель проявляет интерес путем установки вопроса: встречали ли дети данное существо в городских условиях? А в деревне? Какого оно цвета, и какого размера? Бывают ли у них дети и если бывают, то, как они называются? Персоналистско-аксиологическая точка зрения бесед Шлегер определялась так: «Перед взрослыми стоит огромная задача. Необходимо предоставить ребенку правильное представление о том, что его окружает. Материал для этого у него есть, и он огромен, но воспринят случайно, бессознательно, и из случайной цепи впечатлений уже создалось неправильное представление о многом».

Уделяя большое внимание применению кукол в воспитательном процессе народного детского сада, Луиза Карловна утверждала, что кукла - это для ребенка существо наделенное жизнью. Игра в куклы способствует формированию жизненной чувствительности детей, а также дает педагогу широкий материал для наблюдения за их развитием. Совместно с куклами дети проживают свою жизнь, в процессе игровой деятельности куклы выполняют роли людей: домашнее бытие, работа родителей, жизнь самих детей - все приобретает образ театрального действия.

В 1907 г. Шлегер совместно с Еленой Яковлевной Фортунатовой создала экспериментальную начальную школу общего обучения мальчиков и девочек.

2. 2 Д етск ий сад Луизы К арловны Шлегер : сущность и значение

Детский сад, под руководством Луизы Карловны был чем-то вроде педагогической лаборатории, где производилось формирование абсолютно новой методики воспитании, построение которой осуществлялось на уважении личности ребенка и проявлении заботы о его всестороннем развитии. Главная задача детского дошкольного заведения была представлена в формировании такой обстановки, при которой ребенок мог бы получать всестороннее развитие и ощущать себя свободным, чувствуя поддержку и понимание во всех его запросах и начинаниях.

Жесткие требования выдвигались к обстановке заведения. Отдельная комната для каждой группы, мебель, представленная в соответствии с возрастом воспитанников, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать и обязательное присутствие музея с представленными работами детского творчества. Педагогическая деятельность работников, в первую очередь была устремлена то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие определению внутренних сил детей и развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, данному требованию максимально соответствовали игры и занятия с самыми разными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место отводилось творческим играм. Подразделение детей по группам в детском саду осуществляется в соответствии с возрастом и степенью развития воспитанников. Численный состав детей в группе, как правило, составлял пятнадцать человек. Программа должна находиться в соответствии с задачами детского дошкольного учреждения, а построение плана действий педагога должно происходить на основе наблюдений за детьми.

После Великой Октябрьской революции произошел интенсивный всплеск широкого развития системы общественного дошкольного воспитания. Формирование процесса советского дошкольного воспитания осуществляется в интенсивной борьбе с самыми разными буржуазными системами и теориями: теорией свободного воспитания, саморазвития и методом проектов. Таким образом, в дошкольной литературе, публикуемой в 20-х и в 30-х гг., можно встретить наполненные идеалистические взгляды, направленные на процесс взаимоотношения между развитием и воспитанием.

Шлегер об этом писала в своей книге «Особенности работы с детьми-семилетками» следующее: «Не задаваясь целью давать готовые знания ребенку, детский сад имеет в виду развитие в нем способности черпать эти знания самому из окружающей жизни». Соответствующая точка зрения была определена во внесении отрицания в значимости программ для детского сада и необходимости обучения детей. Роль воспитателя была заключена в границах лишь созданием условий, содействующих самовоспитанию и самообучению детей. Считалось, что дети должны свободно выбирать себе занятие основываясь на собственные увлечения. «Каждый может делать то, что он задумал, и выбирать соответствующий материал, ставить себе цели и достигать их. Следует говорить о программе жизни, а не о программе занятий. А эта программа должна основываться на природных склонностях и стремлениях, общих по наблюдению детей...» - писала Луиза Карловна Шлегер. В связи с этим основная задача воспитателя заключалась лишь только в том, чтобы оказывать благоприятное влияние на организацию детской жизни, давать толчки, вызывать желание увеличивать границы своего опыта и углублять знания. На основании данного общего направления происходило увеличение границ в вопросе о получении детьми навыков и знаний в счете. Счет «должен состоять в тесной связи со всеми деятельностями детей, а не представлять в образе отвлеченной учебы. В жизни ребенок на каждом шагу сталкивается с числом, измерением, вычислением, простым счетом, порядком чисел и со всеми действиями их... Каждым удобным случаем руководительница должна пользоваться для упражнения детей в счете».

Итак, даже для юных дарований семилетнего возраста отсутствует программа по счету, и указания о методах обучения, на основании того что развитие числовых представлений, по мнению Луизы Карловны Шлегер, должно совершаться в процессе только лишь каждодневной жизни и игр детей.

2.3 Подготовка педагогов-дошкольниц

Наравне с воспитательно-учебной деятельностью Шлегер осуществила построение форм и методов в работе по организации детского сада. В 1906 г. ею был создан кружок педагогов-дошкольниц, а уже в 1914 г. она была полностью поглощена процессом пропаганды дошкольного дела, выступив в виде одного из лидеров в соответствующей области. Луиза Карловна посвятила себя преподаванию «дошкольного дела» на Педагогических курсах им. М.Л. и Т.А. Королевых при Московском городском народном университете А.Л. Шанявского. Ее курсы в области дошкольного и внешкольного обучения и воспитания имели большой успех у многочисленных слушателей, проявляющих интерес в сторону актуальных проблем педагогики. Луиза Карловна Шлегер читала лекции о современных педагогических идеях дошкольной педагогики руководителям детских воспитательных и учебных организаций. Курсы давали возможность вступить на педагогическое поле деятельности тем, кто до этого не имел данной возможности, главным образом женщинам. Проведение занятий происходило в течение года.

Показательна численность слушателей в 1915 - 1916 гг. учебном году:

Педагогические курсы посетили 185 человек;

Курсы по дошкольному воспитанию посетили 78 человек;

Краткосрочные курсы по внешкольному образованию взрослых посетили 462 человека.

Здесь осуществлялось чтение следующих лекции: П.П. Блонский - «Новейшие течения в педагогике»; С.Т. Шацкий - «Трудовое воспитание и детские колонии»; В.Н. Шацкая - «Музыка в детской жизни»; А.У. Зеленко - «Организация общественного воспитания детей: детские кружки, клубы», «Обзор новейших школ в Западной Европе и Америке»; Л.К. Шлегер - «Забота о дошкольном возрасте», В.П. Кащенко - «Гигиена телесной и душевной жизни ребенка».

Луиза Карловна Шлегер полностью была уверена, что осуществление дошкольной педагогической работы должно быть выполнено таким образом, чтобы осуществлялась непрерывная проверка теории на практике, а также, чтобы практика непременно находила свое подтверждение в теории. Луиза Карловна твердо стояла на том, чтобы ее курсы посещали заинтересованные слушатели, наделенные опытом практической деятельности. Подготовка целого поколения педагогов дошкольного воспитания, состоящая в тесной связи с процессом их деятельности в детских садах, - одно из главных начинаний Шлегер. Наделяя большим значением самостоятельную деятельность слушательниц, она производила систематическое обучение их работе с глиной, песком, деревом, картоном, а также обучала навыкам владения простыми инструментами, которыми необходимо научить пользоваться воспитанников.

Рассказывая о своем выдающемся опыте педагогам, Луиза Карловна Шлегер в 1917 г. сформировала постоянно действующую выставку детского сада, превратившуюся в собрание детских работ и научных наблюдений над детьми, ставшую основой практической подготовки педагогов. Не останавливая процесс преподавания на курсах и работы в детском саду, в годы революции Луиза Карловна оказывала всестороннее содействие формированию системы дошкольного воспитания в РСФСР.

С 1919 по 1932 г. Шлегер управляла дошкольным отделом Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В 1930-е г. она полностью посвятила себя научно-методической работе в области начального обучения. Шлегер сыграла большую роль в создании сообщества московских дошкольниц, где и осуществила свою преподавательскую деятельность на самых разных курсах в провинции, сделав соответствующую новую отрасль педагогики доступной для большинства педагогов проявляющих интерес в деле дошкольного воспитания.

Луиза Карловна выступая в статусе педагога от бога смогла достичь небывалых высот профессионализма. Она не только работала, но и жила этим. Она предстала в образе мастера высокого педагогического искусства, как в работе с детьми, так и с взрослыми. «И этот «педагогизм» ей дался ей крайне легко. «Она такова на самом деле», - писал Шацкий.

Луиза Карловна принимала активное участие в деятельности столичной организации детских садов, в подготовительных мероприятиях всероссийских съездов по дошкольному воспитанию. Своей энергичностью и высокой степенью воодушевления она просто напросто завлекала за собой молодых педагогов. Ее ученики в дальнейшем были направлены на работу в самые разные организации для детей в Москве, Подмосковье, провинции. В своей деятельности Шлегер предпринимала все возможные усилия на создание дошкольных учреждений для родителей будущих воспитанников, а также общественные организации, профсоюзы, жилищные товарищества, заинтересованные в развитии дошкольного дела. Она не стала участницей ни «неофребелизма», ни какого-то иного течения, а смогла создать свое, взяв за основу идею новой трудовой школы в ее экспериментальной части. Истоки авторитета Луизы Карловны заключаются в отчетном осознании стремления познавать новое и учиться заражать этим стремлением других. Она обладала, по словам Шацкого, не авторитетом канона, догмы, а авторитетом живого рабочего человека, полностью и всецело посвятив и познав свое дело. Жизнь и деятельность педагогического коллектива под ее руководством наделяется характером значительного общественного явления, обозначения глубокого принципа, который формирует живой интерес, споры, признания, то есть все то, что выступает в образе стимула широкого распространения идей, подтверждаемых делом. В российское дошкольное движение немало вложено напряженного, многолетнего, самоотверженного труда Луизы Карловны. В связи этим Шлегер по праву можно назвать одной из зачинательниц нового направления дошкольного воспитания в нашей стране, организатором, по словам Станислава Теофиловича Шацкого, «жизненного детского сада», творцом той системы, которая должна быть названа «нашей системой», русской системой, кардинально отличающейся от соответствующих систем Западной Европы и Америки.

В 1905 г. Луиза Карловна Шлегер встала во главе первого Московского народного детского дошкольного учреждения, специализация которого в основном была направлена на детей рабочих и ремесленников, но и исключением не были дети из иных сословных групп. Под воздействием мысленных образов педагогики проникнутой передовыми идеями здесь проводилось научное познание каждого ребенка. В детском саду формировался исключительный микроклимат, в котором воспитанники осуществляли свободное, ничем не обремененное развитие умственно и физически. Кардинально опровергая казарменную систему строгого подчинения младших, педагоги народного детского сада смогли построить отношения с воспитанниками на основах свободы выбора, самостоятельности и демократии. Построение педагогической концепции в детском дошкольном учреждении осуществлялось на основе уважения к личности, индивидуальном подходе к каждому ребенку, отзывчивости и заботе о физическом, умственном, нравственном и, эстетическом развитии. В своей концепции комплексной системы воспитания и обучения Шлегер обозначила принцип преемственности деятельности дошкольной организации и начальной школы, что оказало благоприятное влияние на построение навыков чтения, письма, счета, систематизации жизненного чувствия детей и внесло интенсивное развитие их творческих способностей. Детский сад, под руководством Луизы Карловны был чем-то вроде педагогической лаборатории, где производилось формирование абсолютно новой методики воспитании, построение которой осуществлялось на уважении личности ребенка и проявлении заботы о его всестороннем развитии. Главная задача детского дошкольного заведения была представлена в формировании такой обстановки, при которой ребенок мог бы получать всестороннее развитие и ощущать себя свободным, чувствуя поддержку и понимание во всех его запросах и начинаниях.

Наравне с воспитательно-учебной деятельностью Шлегер осуществила построение форм и методов в работе по организации детского сада. В 1906 г. ею был создан кружок педагогов-дошкольниц, где она рассказывала о своем выдающемся опыте педагогам.

3. Вклад Шлегер в развитие теории дошкольной педагогики

Луиза Карловна Шлегер (1863 - 1942 гг.) известный деятель дошкольного воспитания дореволюционного периода и в первые годы советской власти. Детский сад, который находился под руководством Луизы Карловны, был представлен в виде определенной педагогической лаборатории, в которой производилось формирование новой методики воспитания дошкольников, основанной на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

Заключительные итоги своей трудовой деятельности Луиза Карловна Шлегер воплотила в жизнь в своих книгах «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду», которые долгое время выступали в качестве популярного пособия для руководительниц детских садов России.

Луиза Карловна за основную задачу детских дошкольных учреждений принимала формирование такой обстановки, в которой ребенок дошкольного возраста не смог бы спокойно осуществлять свою деятельность, ощущать себя в полной свободе, с легкостью и радостью ощущать поддержку и понимание. Здесь он находил бы стимулы к развитию всех сторон жизни: физической, трудовой, эстетической и умственной.

Шлегер считала, что маленькие дошкольники не испытывают потребности в экскурсиях, на основании факта отсутствия возможности далеко ходить, а вот прогулки во дворе должны быть наделены обязательным характером, в связи с их большим значением в развитии наблюдательности и увеличения границ кругозора. А вот с детьми семилетнего возраста необходимы и более дальние экскурсии. Данным детям крайне важно «расширить» границы детского сада.

Зачастую соответствующие экскурсии, замечает Луиза Карловна Шлегер, устраиваются в отсутствии абсолютно любого заранее намеченного плана, с целью предоставить детям возможность получить самые разные впечатления, и затем в беседах или изобразительных работах проверяется их наблюдательность и заинтересованность. Как правило, экскурсии требуется проводить по заранее намеченному плану, а затем при помощи бесед подвести итог экскурсии. Это способствует приучению дошкольников к возможности концентрации внимания.

В виде главной заслуги Луизы Карловны выступает то, что она разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. Беседы оказывают большую помощь ребенку разобраться в том материале, который у него уже накоплен. Абсолютно любой ребенок охотно говорит о том, что он знает и чем интересуется. Необходимо только уметь направить его внимание на предмет разговора. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они оказывают благоприятное влияние на возможность обозначить при помощи вспоминания и воображения те факты из своей памяти, которые наделены связью с предметом разговора, и сконцентрировать на нем свое внимание. Беседы с дошкольниками Шлегер советует проводить в любом месте, но методика их проведения должна иметь отличия. Данные беседы должны быть наделены программным характером, а не исходить из интересов ребенка в какой-то определенный момент времени, исходя из его работы или игры, а также переживаний и наблюдений. В соответствующем случае больше говорить придется воспитателю. Порой беседы возникают и по инициативе детей, что необходимо всячески приветствовать.

...

Подобные документы

    Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями. Формы, методы, условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Законодательные рамки возможностей воспитателя детского сада. Возможности самореализации воспитателя. Обеспечение коллективной, групповой и индивидуальной работы. Разработка методов работы детского сада. Образовательное и социальное развитие ребёнка.

    эссе , добавлен 03.03.2016

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Понятие и методика проведения экскурсий в средней группе детского сада, их значение в экологическом развитии детей и место в образовательно-воспитательной работе. Основные природные элементы участка детского сада и требования к подбору растений.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Основная функция детского сада. Описание ситуации в системе дошкольного образования. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду. Влияние детского коллектива на развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2008

    Проблема оказания социально-педагогической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением. Программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и итоги ее реализации.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2013

    Программные задачи по формированию знаний у детей о парковой зоне. Разработка программы занятий, направленных на ознакомление детей с ближайшим окружением детского сада. Влияние данной программы на уровни знаний детей 4-го года жизни о парковой зоне.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Изучение структуры процесса адаптации в психолого-педагогической литературе. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Содержание и методы адаптации детей к условиям детского сада. Анализ результатов диагностического исследования.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2014

    Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей. План методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности. Эффективность создания условий для повышения профессиональной компетентности педагога.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2014

    Влияние режима дня на воспитание и здоровье детей, основные принципы его построения. Меры предупреждения переутомления дошкольников. Особенности организации бодрствования и сна, питания и обучающих занятий в разновозрастных группах детского сада.

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа в детском саду" и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств.

Педагогическая деятельность Шлегер началась в 1882 г., а с 1905 года она стала активным участником обществ "Сетлемент" и "Детский труд и отдых", проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, где члены общества работали безвозмездно.

Детский сад представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам.

Сотрудники детского сада занимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новые методы воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленной разработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста, изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов.

Л.К. Шлегер пересмотрела фребелевский дидактический материал, сделала основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях.

Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми.

Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др.

Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм.


Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка. В книге "Практическая работа в детском саду" были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.).

Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними - в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т.д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения. В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение.

Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л.К. Шлегер.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: "Мы пришли к следующим выводам:

1) дети имеют право на собственную жизнь;

2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст;

3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;

4) свободная работа служит нам показателем роста;

5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;

6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;

7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая".

шлегер луиза карловна

, педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Саратовской жен. гимназии (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906). просветительского об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое внимание Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. обучение начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник , а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.