Тест "Два домика" методическая разработка (старшая группа) на тему. Порядок проведения тестирования для дошкольников и младших школьников Таблица исследования по методике два домика

Опыт общения ребёнка со взрослым является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднён, под влиянием взрослого у ребёнка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.

Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

    сообщение ребёнку сведений о его качествах и возможностях;

    оценка его деятельности и поведения;

    формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребёнок впоследствии будет оценивать себя сам,

    побуждение ребёнка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Опросник для родителей (воспитателей)

Цель: определение отношения ребёнка к чужому взрослому

Если отмеченная особенность поведения характерна для ребёнка, соответствующее утверждение оценивается в1 балл, если нет -0 баллов.

    Разговаривает с воспитателем или другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с ним наедине или после некоторых усилий «разговорить» его.

    Лжёт из боязни;

    Очень бурно переживает, плачет, обижается, если ему делают замечание;

    Слишком тревожен, чтобы быть непослушным;

    Любит, чтобы к нему проявляли симпатию, но никогда не просит о ней;

    Никогда не приносит взрослому и не показывает найденных им вещей;

    Здоровается с воспитателем только тогда, когда тот обратит на него внимание;

    Не подходит к взрослому по собственной инициативе;

    Никогда не просит о помощи;

    Легко становится нервным, краснеет, если ему задают вопрос.

Оценка результатов

10 – 7 баллов у ребёнка серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым.

6 – 4 баллов – трудности в общении могут быть обусловлены не отношением к взрослому,а конкретной ситуацией (не отвечает на вопрос воспитателя из-за страха, что другие дети будут над ним смеяться.) или недостатками воспитания.

3 –1 балла – скорее всего это проявления отдельных индивидуальных особенностей ребёнка, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения.

Тест «Два домика». (социометрия для дошкольников)

Цель: определение взаимоотношений ребёнка со сверстниками.

Методика проведения. Для проведения теста нужен лист бумаги с нарисованными двумя домиками. Один большой – красного цвета, другой меньше – черного цвета,Этот рисунок создают на глазах ребёнка.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик твой, в нём много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь, А в чёрном домике игрушек нет совсем, Подумай и скажи. Кого из детей своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в чёрном домике.» Записываются имена детей в каждом домике отдельно,

Контрольный вопрос: «Не хочешь ли ты поменять кого-нибудь местами, не забыл ли ты кого – нибудь».

Анализ результатов

Подсчитывается число выборов, которые получил каждый ребёнок в красном домике (за каждый выбор +1) и число выборов отрицательных за чёрный домик (за каждый выбор –1), Затем из большего числа вычисляют меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – набирают социометрические «звёзды», это внешне привлекательные, уверенные дети, лидеры в играх, авторитетные среди сверстников.

+1 до +3 (выборов со знаком «минус» нет) – дети, предпочитающие общение с ограниченным кругом постоянных друзей, при этом с другими детьми почти не конфликтуют, а в своей группе могут быть лидерами.

-2 до +2 (сумма складывается из «плюсов» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко конфликтные дети, легко вступают в игру, но также легко ссорятся, часто обижаются и обижают других.

0 баллов (выборы со знаком «плюс» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, как правило это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками. Скорее часто болеющие и недавно пришедшие дети.

-1 и менее баллов – эти дети, которых отвергают сверстники, нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены к другим, нередко внешне они мало привлекательны, или имеют ярко выраженные физические дефекты.

Особое внимание следует обратить на детей, которые основную массу сверстников отправляют в чёрный дом. Причиной могут быть закрытость, конфликтность, негативизм.

Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются:

С кем поместил себя,

Почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный,

Характер, особенности мотиваций.

Интерпретация. Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить стремление к доминированию. В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника.

52) Эмоции и чувства. Проективная методика "Неоконченные рассказы" (т.П.Гаврилова)

Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая

Материал: 3 неоконченных рассказа.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.

Рассказы:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе. Как поступит мальчик? Почему?

2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко". Как поступит мальчик? Почему?

3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?". Как поступит Андрей? Почему?

Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.

Детский коллектив - это сложная форма человеческих отношений. И сложность заключается в том, что общение в группе для большинства детей является первым опытом установления контакта. Детям необходимо адаптироваться в коллективе, научиться искать друзей, справляться с индивидуальными особенностями сверстников. Некоторые становятся лидерами, легко вливаются в коллектив. Другим это сделать сложнее. Но даже среди друзей не редки ссоры, обиды, агрессия.

Воспитатели, как правило, знают особенности характеров своих подопечных. Но если в группе больше 20 детей, то уделять персональное внимание каждому и в нужном объеме не всегда удается. А родители часто склонны игнорировать "мелкие" неприятности своих детей в детском саду.

Но многие современные детские сады имеют в своем штате специалистов, в чьи обязанности как раз и входит решение подобных проблем.

Методика социометрия

Существует много методик на определение межличностных отношений. Но не все они подходят для дошкольного возраста. Однако, социометрия Морено и метод наблюдения для диагностирования дошколят вполне подойдут. При этом стоит отметить, что метод наблюдения не дает полной картины. Это скорее поверхностное исследование. А социометрия как метод исследования позволяет заглянуть глубже в душу ребенка. Социометрия – это в психологии отдельная отрасль для изучения межличностных отношений.

Условия проведения методики

  • Прежде всего, для получения более достоверной информации целесообразно использование не одной методики, а комплекса методов, включая наблюдение.
  • Во-вторых, диагностика должна проводиться тем человеком, у которого с ребенком доверительные отношения.
  • В-третьих, диагностирование должно проходить в знакомом помещении без посторонних людей, не должно быть даже воспитателя: только ребенок и специалист.
  • В-четвертых, все должно быть в игровой форме.
  • Ни в коем случае взрослый не должен комментировать ответы ребенка, как-то давить на него, подсказывать. Ребенок должен принимать решения самостоятельно.

Цели проведения социометрии

  • Изучение сплоченности детского коллектива.
  • Выявление того, какое место тот или иной ребенок занимает в группе сверстников.
  • Исследование "союзов" внутри коллектива.

Очень важен тот момент, что социометрическое исследование должно проводиться в давно адаптированной группе сверстников. А не в том коллективе, который начал складываться недавно, и не все члены коллектива достаточно хорошо знакомы друг с другом.

Особенности проведения социометрии

Если для взрослых предполагается написание ответов на поставленные вопросы, то для дошкольников, в силу возрастных особенностей детей, вопрос и ответ звучат в устной форме, и взрослый самостоятельно фиксирует результат на бумаге.

Социометрия для дошкольников: примеры

  1. "Два домика".

Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: "Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты поместишь в красный домик? Кого в черный?"

Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.

  1. "Капитан корабля".

Ребенку предлагают представить, что он является капитаном большого красивого корабля, который собирается в увлекательное путешествие. Затем следует задать следующие вопросы для социометрии: "Кого из друзей ты возьмешь с собой? Кого ты категорически не захочешь брать?" Также три положительных и три отрицательных выбора.

  1. "Подарок" или "Сюрприз".

Каждому ребенку в группе детского сада предлагают по три открытки, которые надо разложить в шкафчики раздевалки тем ребятам, с которым их связывают теплые дружеские отношения. Но взрослый должен учесть, что кто-то из детей не получит ничего. Поэтому наготове должны быть лишние открытки, которые взрослый положит таким детям. Истинная картина фиксируется на листе, как и реакция детей.

Обработка социометрии

Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец - списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим - отрицательные. Внизу сводятся данные - средние показатели выборов.

На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.

  • "Лидеры" - дети, имеющие большую часть положительных выборов.
  • "Принимаемые"- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными.
  • "Игнорируемые" результат выбора которых равен нулю.
  • "Отвергаемые" - дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными.
  • "Изгои" - дети с большим количеством отрицательных выборов.

Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию "игнорируемые", поскольку одногрупники могли о них просто забыть.

Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.

На основе выбора детей высчитывается коэффициент сплоченности детского коллектива.

К.С. = сумма положительных взаимных выборов / сумма положительных выборов Х 100%

Высокий коэффициент дает понять, что отношения в коллективе крепкие. Атмосфера положительная.

По результатам исследования, специалист составляет план работы с детьми, корректирующий те или иные линии поведения.

Изучение особенностей межличностных со своими сверстниками – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достаточно надежные и , необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей в естественных условиях их пребывания в (в игре, на прогулке, на занятиях, в режимных моментах).

С целью предупреждения конфликтности и эмоциональной напряженности в группе результаты исследования не должны разглашаться детям и родителям. Педагог-психолог может предоставить информацию о характере межличностных отношений дошкольников только воспитателям, которые работают в данной группе.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий.

Материал: листы бумаги с изображением двух домов, один из которых красивый, другой – страшный (рис. 1, 2), карточки с именами детей группы.

Рис. 1 Рис. 2

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красивый домик принадлежит тебе. В нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в страшном, некрасивом домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в плохом домике».

После завершения процедуры выбора в ходе исследования межличностных отношений дошкольников педагог-психолог спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого. Ответы записываются.

Если группа состоит из 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе более 16 ребят – 5 выборов. Если ребенок не хочет никого выбирать, не стоит настаивать на принятии им решения.

межличностных отношений дошкольников. Полученные ответы нужно занести в таблицу (матрицу), в ней фамилии детей располагаются в алфавитном порядке. Одним словом, воспитанники получают порядковый номер, который сохраняется и для других вариантов исследования.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Пять домиков» 1

Цель: выявление у каждого ребенка предпочтений в общении с детьми в группе ДОО.

Материал: лист бумаги с изображением пяти домиков.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Перед тобой – пять домиков. Давай расселим всех твоих друзей в группе по этим домикам. Все они одинаковые. Но есть одно условие – в разных домиках живут разные дети.

В первом – красивые, которые хорошо одеваются, ходят в красивой одежде и всем нравятся, как они выглядят.

Во втором – умные, которые много знают или умеют что-то делать.

В третьем – послушные, которые хорошо себя ведут, на них не ругаются, и воспитательница часто хвалит их и ставит в пример.

В четвертом – интересные и веселые.

В пятом – сами со всеми дружат, делятся игрушками и принимают в игру.

В одном домике могут жить сразу несколько человек, но один человек в нескольких домиках жить не может.

Как ты думаешь, в каком из домиков поселить каждого из твоих друзей?»

Ответы, полученные в ходе исследования межличностных отношений дошкольников, фиксируются. Обработка и интерпретация проводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика исследования эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим (Н.И. Ганошенко)

Цель: экспресс-диагностика сферы общения ребенка (4–9 лет), его эмоциональных отношений к себе, значимым взрослым и сверстникам.

Материал: бланк с нанесенными силуэтами девяти домиков, которые расположены на пространстве листа определенным образом, набор карандашей или фломастеров (должно быть не менее трех цветов).

Бланк к методике «Разноцветные домики»

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Дата обследования ___________________________________________________

Инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь?.. (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я» .) Кого из ребят группы (своих родственников, знакомых) ты поселишь в этих домиках?.. Покажи, кого в какой домик ты поселишь… (В зависимости от конкретной ситуации следует по очереди называть ребенку родных и близких. ) В какой из домиков ты поселишь маму... папу... бабушку... дедушку... сестренку (братишку)... воспитательницу (любое лицо, в отношении которого следует выяснить характер отношений )?..»

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Каждый персонаж из списка оценивается: по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1–З балла); по предложениям в цветовом оформлении домика (от 1 до неограниченного количества баллов); по количеству и направленности контактов общения (от 1 до неограниченного количества баллов). На основании этих показателей можно судить об отношении к персонажу, выраженности потребности в общении ребенка с ним и установлении контактов.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Вернисаж» (О.Н. Колесникова)

Цели: изучение особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определение статусного места в группе.

Материал: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, рамки для рисунков, кнопки для крепления рисунков к стене.

Инструкция: «Давай сегодня поиграем в художников. Нарисуй, пожалуйста, портреты ребят твоей группы – тех, кого захочешь. И свой портрет тоже...» По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы: «Есть еще кто-то, кого бы ты хотел нарисовать? Нарисуй» – при положительном ответе дается дополнительное время на рисование и затем проводится обсуждение (Кто изображен на портрете? Кто не нарисован? Почему?). После обсуждения педагог-психолог предлагает: «А теперь давай устроим выставку твоих рисунков, как у самых настоящих художников. Ты можешь сам выбрать для своей картины какое угодно место на любой из стен нашего кабинета, на любой высоте от потолка до пола. А я помогу тебе их прикрепить, если ты захочешь. Сначала помести на стену твой собственный портрет… (Затем крепятся портреты детей группы .)»

Возможен иной вариант проведения данной методики. В группе дети рисуют каждый свой портрет. Затем каждый ребенок самостоятельно устраивает выставку рисунков в кабинете педагога-психолога согласно инструкции.

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольниковпроводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методики «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам), «Моя любимая группа» (Е.И. Русина) 2

Цели: определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду, его отношения к другим детям, воспитателям.

Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встреча ют воспитатели. Пока мама и папа на работе, ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься самыми разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать “Моя любимая группа”».

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, т. к. определяет область эмоциональной компенсации.

Для того чтобы результаты, полученные в ходе данного исследования межличностных отношений дошкольников, были объективны и достоверны, необходимо повторить его спустя некоторое время.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Необыкновенное дерево» 3

Цель: определение эмоциональной близости, взаимоотношений между членами семьи, среди членов детского коллектива.

Материал: бланк с рисунком дерева, цветные карандаши (рис. 3).

Рис. 3

Инструкция: «Посмотри, на этом листе ты видишь дерево с человечками. Найди среди них себя и ребят из детского сада (свою семью), раскрась каждого цветом, который ему больше всего подходит».

Обработка результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Необходимо отметить, кого первым выделил ребенок в рисунке: себя, кого-то из родных взрослых, друзей и т. д. При этом особое внимание уделить тому, какую позицию занимают ребята группы (члены семьи) по отношению к ребенку (расстояние, поза, цвет). Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает членов своей семьи, друзей, тем лучше к ним относится и тем большей значимостью они обладают в его глазах.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Краски в подарок на день рождения» (Е. Панько, М. Кашляк)

Цель: диагностика структуры детской группы, характера отношений в ней между сверстниками.

Материал: фломастеры синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого цветов.

Инструкция: «У каждого человека один раз в году бывает день рождения, его праздник. В этот день обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей твоей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Секрет» (Т.А. Репина)

Цели: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Материал: три картинки или три игрушки.

Инструкция: «Сегодня все дети твоей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе – ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям своей группы? (Получив положительный ответ, педагог-психолог продолжает .) Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей своей группы ты хочешь ее подарить? Почему?»

Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им одну-две картинки (игрушки), а затем приглашает всех для получения подарков. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Почта» (Е. Антони, Е. Бине)

Цель: изучение особенностей взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников, со значимыми людьми.

Материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» – поч товая машина, сумка почтальона, маленькие коробочки в виде почтовых ящиков; изображения или маленькие фигурки людей, небольшие конвертики с написанными на них фразами.

Инструкция: «Давай поиграем в почтальонов. Ты знаешь, кто такой почтальон? Чем он занимается? (Ответы ребенка по необходимости дополняются педагогом-психологом. ) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Это письма, которые почтальон должен вручить адресатам (при этом перед мальчиками ставится игрушка – машина, груженная почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами; пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, педагог-психолог продолжает… ) Обычно письма посылают друзьям, родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет ребятам из твоей группы (твоим маме, папе, бабушке – называются все члены семьи ребенка ). Выбери фигурки, которые будут изображать ребят твоей группы (твою маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи; отобранные фигурки остаются на столе в поле зрения ребенка, каждой ставится коробочка – «почтовый ящик» ). Посмотри, к нам пришел Незнакомец (педагог-психолог ставит на стол фигурку Незнакомца и поч товый ящик для него ). В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем ты не захочешь передать никому из своих друзей (родных )».

Если ребенок раскладывает письма в каждый ящик чисто механически, то педагог-психолог может спросить его после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

1 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Два домика».

2 Возможные варианты темы «Мой друг (подруга)», «Я с товарищем (подругой) в детском саду».

3 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Дерево с человечками».

Разделы: Работа с дошкольниками

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога.

Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

В психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе, отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление глубинных внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. проецирует (переносит) свое Я.

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций. Предлагаем описание этих методов подробнее, для применения их в диагностической работе с детьми.

Социометрия

Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения.

Применение донной методики позволяет нам выявить различное статусное положение детей внутри группы, т.к. одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Описание предлагаемых методик соответствуют возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  • Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
  • Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
  • Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
  • Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном - игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Таким образом, применив данную методику на практике, мы видим, что симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

  • С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?
  • Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу) Приложение № 1

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

  • популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
  • предпочитаемые - дети, получившие один-два положительных выбора,
  • игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),
  • отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Метод наблюдения.

Применение данного метода позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Он незаменим для получения предварительных сведений. При наблюдении за детскими взаимоотношениями необходимо обращать внимание на показатели поведения детей:

  • инициативность - отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,
  • чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения, сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
  • преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Предлагаем отмечать наличие данных показателей и степень их выраженности в индивидуальном протоколе. Приложение № 2

Но, по нашему мнению, этот метод имеет и ряд недостатков, главный из которых - его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокого профессионализма и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получения необходимой информации. Поэтому рекомендуем использовать данный метод совместно с дополнительными методиками.

Метод проблемных ситуаций.

Строитель

Вигре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять активные действия), а другой - контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером - следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2-3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Одень куклу

Вигре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек - платья, для мальчиков - костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом - три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Мозаика

Вигре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их.

Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого - синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.
Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.
Приложение № 3 (Обработка данных и анализ результатов).

Таким образом, применяя методы диагностики межличностных взаимоотношений на практике, мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы в отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволило нам выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.

Литература.

  1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Издательство «Аркти», Москва, 2003
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие – М.: А.П.О., 1996
  3. Венгер Л.В. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975 г.
  4. Канн-калик В.А. Грамматика общения. – М.: Просвещение, 1995
  5. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребёнка»: М.; Воронеж, 1997
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1996.
  7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. «Межличностные отношения дошкольников». Москва, гуманитарный центр «Владос», 2003
  8. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психологические упражнения и и коррекционные программы». – М.: Новая школа, 1995
  9. Смирнова Е.О. Психология ребёнка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М., 1997.
  10. Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982.